СРСП по темам 3-4.
Тема 3. Социальная структура и стратификация общества
Эта тема имеет большое значение для понимания структуры общества, его внутреннего устройства и природы социального неравенства.
Для того чтобы знания приобрели системность, Вам необходимо выписать в тетрадь значение понятий: «социальный слой (страта)», «социальная группа», «класс», «социальный статус», а также в письменной форме охарактеризовать основные составляющие стратификации – престиж, власть, богатство, доход, образование и др. Кроме того, каждый студент должен письменно описать свой статусный портрет на данный период, включив в него максимальное число своих статусных признаков, а также составить социальный портрет, характеризующий его в будущем.
Рекомендуемая литература
1. Аженов М.С., Садырова М.С. Социальная структура общества. Алматы, 2017.
2. Елсуков А.Н. Социология: учеб. пособие для вузов. Минск, 2020.
3. Фролов С.С. Социология: учебник для вузов. М.: Гардарики, 2019.
4. Матвеенкова Л.Г., Ивлева Е.Н., Хмельницкая О.М. Основы социологии: учебное пособие. Караганда: КарТУ, 2020.
Тема 4. Социализация и идентичность. Девиация, преступность и социальный контроль
1. Заполните в тетради таблицу, образец которой предложен ниже.
Причины девиации в различных концепциях
|
Название концепции |
Авторы концепции |
Причина девиации |
1. |
Биологические |
|
|
2. |
Социологические |
|
|
3. |
Культурологические |
|
|
4. |
Психологические |
|
|
В социологии существуют две теории, объясняющие процессы социализации и идентичности. Это ролевая теория, представленная структурным функционализмом (Толкотт Парсонс), и символический интеракционизм (Джои Герберт Мид). Согласно ролевой теории общество — это сложная система различных функциональных частей, работающих на поддержание стабильности общества как целого. Социальные институты определяют роли для членов общества, которые последние осваивают в ходе социализации. Социальные роли имеют свои цели, позволяющие обществу функционировать успешно. По сути, общество принуждает индивидов следовать социальным ролям, используя внешние и внутренние средства принуждения. К внешним средствам относятся видимое вознаграждение или наказание, а к внутренним - мораль (интернализованные индивидом требования и ожидания общества).
Вам следует особое внимание обратить на теории, объясняющие истоки и причины отклоняющегося поведения, а также особенности его протекания в социальной жизни, относительность и абсолютность девиации. Кроме того, Вы должны выписать в тетрадь значения понятий «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «социальная норма», «социальный контроль», а также проанализировать и описать поведение окружающих Вас в быту людей и отметить те поступки, которые считаются девиантными.
Рекомендуемая литература
1. Абдикерова Г.О. Социализация современной личности. Алматы, 2015.
2 Артемьев А.И. Социология и психология личности. Алматы, 2018.
3. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов, М., 2019.
4. Матвеенкова Л.Г., Ивлева Е.Н., Хмельницкая О.М. Основы социологии: учеб. пособие. Караганда: КарТУ, 2020.