ЛЕКЦИЯ 5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ. ДЕВИАЦИЯ, ПРЕСТУПНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

 

Особое место в социальной структуре общества занимает человек. Он является основным, первичным элементом этой структуры. Без него нет и не может быть ни социальных связей, ни социальных действий, ни социальных отношений, ни социальных институтов и организаций, ни социальных общностей и групп. Человек одновременно и субъект, и объект всех общественных отношений.

В обыденном сознании чаще всего такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», отождествляются. В социологии же, при всей своей близости и взаимосвязи, они четко разграничиваются. «Человек» – это характеристика, подчеркивающая принадлежность к такой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество. В этом смысле человек – продукт природы, представитель особого биологического рода. Понятие «индивид» характеризует единичного, конкретного представителя этого рода. Уникальность, неповторимость индивида обозначается категорией «индивидуальность».

Для социологии важнейшее значение имеет такая характеристика, как «личность», поскольку ее интересует человек не как продукт природы, а как продукт общества. Личность – это социальная характеристика человека, отражающая воплощение в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Другими словами, личность – это типичный представитель большой социальной группы людей, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов, отношений.  При этом, личность, как субъект социальных отношений, характеризуется известной автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу.

Важнейшей характеристикой личности является самосознание, понимаемое как осознание человеком себя как «Я» в отличие от иного, т.е. от других субъектов и мира вообще. Самосознание трансформируется в жизненную позицию личности, ее мировоззрение, основу которого составляют социальные ценности и идеалы. Следует отметить, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности. Система ценностей биологически не наследуется: она отсутствует у животных, практически отсутствует у маленьких детей. Ценностные ориентации передаются от родителей, учителей, окружения ребенка и формируются в систему ценностей человека, начиная с детства. Разрушение системы ценностей свидетельствует о деградации личности.

Помимо этого личность характеризуют такие критерии, как самооценка и самоконтроль. Самооценка личности является показателем ее отношения к самой себе, к своим качествам и к возможностям. Она проявляется через способность человека оценивать свои поступки и действия. На формирование самооценки личности значительное влияние оказывает сравнение ею своих  качеств с качествами других людей. Основой самоконтроля, понимаемого как ответственность за свои поступки, является способность личности принимать решения и осознавать  их последствия.

Таким образом, личность – это относительно поздний продукт социального развития человека. Это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. То есть  личностью не рождается, ею становятся. Особенность человека как представителя биологического рода заключается в том, что в нем от рождения запрограммирована возможность превращения в личность. Однако эта возможность не абсолютна. Изоляция ребенка в силу различных причин в раннем детстве от общества (например, история Маугли) не будет препятствовать его развитию как биологического существа. Однако в социальном плане это будет означать его гибель,  поскольку нереализованные в раннем детстве возможности постепенно безвозвратно утрачиваются.

Процесс превращения человека из существа биологического в существо социальное называется социализацией. В процессе социализации индивид включается в общество и приобретает социальную природу. Поэтому главным содержанием социализации является формирование личности, становление социального «Я».

Понятие «социализация» шире, чем понятия «образование», «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, социально спланированных действий, целью которых является формирование у ребенка определенных навыков, качеств характера. Социализация же включает и образование, и воспитание, и, сверх того, совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности и ее включение в социальные группы. Благодаря социализации человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус, овладевает социальными ролями.

Таким образом, социализация представляет собой процесс усвоения образцов социального поведения, социальных норм и ценностей, а также освоения социальных ролей. Следует обратить внимание на то, что в ходе этого процесса социальные нормы как предписания, требования, пожелания определенного типа поведения именно усваиваются, а социальные роли – осваиваются в результате каких-то практических действий. Так, девочка, играя в куклы, имитирует поведение своей матери, осваивая, тем самым,  соответствующую социальную роль.

Социализация – это процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся в течение всей жизни индивида. На различных этапах жизни человека социализация имеет свои особенности. Это связано с тем, что в ходе жизни человек приобретает новые статусы, а это, в свою очередь, требует освоения новых ролей. Поэтому процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Количество и продолжительность стадий социализации в различных обществах неодинаковы. Например, чем дольше длится процесс обучения, тем больше времени уходит на такую стадию социализации, как юность.

В процессе социализации участвуют и взаимодействуют две стороны – объект социализации и субъект социализации. Объект социализации – это тот, на кого направлен сам процесс, т.е. отдельные люди или группы людей. Субъект социализации – это тот, кто осуществляет этот процесс. В качестве субъекта социализации может выступать отдельная личность, социальная группа, социальный институт или организация, которые называются агентами социализации. Специфика процесса социализации проявляется в том, что один и тот же человек (например, отец) в одной связи (по отношению к детям) выступает как субъект социализации, а в другой (по отношению к социальной группе, в которую он входит) – как объект социализации. Более того, в рамках одного взаимодействия субъект (отец) не только оказывает воздействие на объект социализации (дети), но и сам испытывает обратное воздействие последнего.

Социализация бывает первичной и вторичной. Первичная социализация осуществляется через прямое воздействие на человека его непосредственного окружения: семьи, друзей, родственников и др., выступающих в качестве ее агентов. Первичная социализация наиболее интенсивно осуществляется в первой половине жизни, хотя в определенной степени сохраняется и во второй. Вторичная социализация осуществляется через опосредованное воздействие на индивида. Ее агенты – представители государства, руководители предприятий, вузов, средства массовой информации и т.д. Вторичная социализация осуществляется тогда, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. При этом одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Например, учитель может выступать в качестве агента первичной социализации, если ученик принимает за образец его поведение. Если же учитель воспринимается учеником как носитель формальных требований организации образования, то он становится агентом вторичной социализации. Следовательно, первичная социализация осуществляется в сфере межличностных отношений, а вторичная социализация – в сфере социальных отношений.

Составляющей частью социализации является социальная идентификация (от лат.identificfre – отождествление). В ходе нее человек, осваивая те или иную роль,  осознает свою принадлежность к  тем или иным социальным группам (т.е. идентифицирует себя с ними). Так, уже в раннем детстве осуществляется половая идентификация, в ходе которой ребенок осознает себя девочкой или мальчиком, отождествляя себя с соответствующим полом. Несколько позже осуществляется этническая идентичность, когда ребенок начинает отождествлять свою принадлежность к этнической группе. Впоследствии расширение статусного набора и освоение соответствующего ему набора социальных ролей станет основанием  для социальной идентификации с каждым статусом (профессиональным, образовательным, возрастным и т.д.).

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений предопределяют множество теоретических подходов в понимании и объяснении этого феномена, множество различных моделей и образов человека в современной социологии. 

В основе  психодинамической теории личности, разработанной  3. Фрейдом (1856-1939), лежит идея о том, что личность образуется тремя структурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-Я). Сфера ид составляет инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере ид, требуют своей реализации и определяют (прямо или косвенно) поведение личности. Сфера эго составляет рациональную часть личности, т.е. сферу сознания, которое находится в постоянном взаимодействии со сферой ид, пытаясь предотвратить опасные, дезадаптивные проявления двух базовых инстинктов – сексуальный инстинкт, трактуемый как инстинкт жизни, и деструктивный, разрушительный инстинкт, трактуемый как инстинкт смерти. Сфера суперэго представляет собой  сферу морального «Я» личности и включает в себя систему норм, ценностей, этических представлений, вытекающих из требований общества. Эта сфера является важнейшим компонентом развивающейся личности и формируется в процессе ее социализации.

Одной из первых социально-психологических теорий личности стала теория «зеркального Я», разработанная американским социологом Чарльзом Хортоном Кули (1864-1929). В ее основе лежит идея о том, что человек является существом биосоциальным. При этом социальная сторона личности (в том числе ее самосознание и система ценностей) формируется под влиянием реакции либо воображения о возможной реакции на ее поведение окружающих людей. Общество для человека – это своеобразное зеркало («зеркальное-Я»), только отражаясь в котором он способен понять и оценить самого себя и свои действия. И как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции  других людей на его внешность и поведение дает образ социального «Я».

Сам механизм «зеркального Я» Ч. Кули объясняет следующими принципами: 1) в процессе взаимодействия  друг с другом человек способен представить, как он выглядят в глазах  других людей; 2) человек способен представить (вообразить) характер оценки себя другими; 3) человек развивает самопредставление (самоощущение, самооценку) в зависимости от того, как он представляет мнение о себе других людей.  Следовательно, личностный «Я-образ» формируется не столько объективными фактами, сколько социально-зеркальными: в какой мере  общество ценит человека, в такой мере человек ценит себя сам. Так, например, если девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой, и это утверждение повторяется достаточно часто и разными людьми, то она, в конечном счете, будет ощущать себя хорошенькой и вести себя как соответствует красавице. При этом хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком и вести себя робко, неуверенно, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут относиться к ней  как к некрасивой.

Ч. Кули отмечал, что в течение жизни индивиду неоднократно приходится менять свою самоидентичность – при переходе во взрослую жизнь, при вступлении в брак, при перемене работы и т.д. При этом он старается выбирать круг общения с теми людьми, которые  поддерживают его самоидентификацию, и избегает общаться с теми, кто ее не разделяет.

Теория «зеркального «Я» Ч. Кули была развита Дж. Мидом (1863-1931) в его концепции «обобщенного другого». В соответствии с ней,  «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я-образ». Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и представляет, что они думают о нем. Он оценивает свои действия и внешность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого». В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли».

Идеи Дж. Мида легли в основу ролевой теории личности, значительный вклад в разработку которой внесли такие американские социологи, как Р. Мертон (1910-2003) и Т. Парсонс (1902-1979). Эта теория исходит из того, что основой социального поведения личности в обществе являются требования, предъявляемые ей обществом в целом или определенной социальной группой этого общества, в зависимости от ее социального статуса. То есть, ролевая теория личности описывает социальное поведение личности через такие понятия, как социальный статус и социальная роль. В ней человек предстает как совокупность социальных ролей, выступающих в качестве поведенческой стороны социального статуса.

Социальная роль предполагает совокупность действий, которые должен выполнять человек в соответствии со своим социальным статусом, а именно вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. При этом социальная роль выступает как динамическая сторона статуса, модель поведения, ориентированная на конкретный статус. 

Каждый человек одновременно обладает различными социальными характеристиками, формирующими его совокупный статус. Совокупность ролей, вытекающих из совокупного статуса, называется ролевым набором.

Каждая роль из ролевого набора требует определенного поведения. Как и социальные статусы, социальные роли могут закрепляться формально (например, в законе), а могут носить и неформальный характер (например, моральные нормы поведения).

Каждый человек в различной степени отождествляет себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда отождествление с одним из статусов становится настолько сильным, что человек буквально сливается с соответствующей ему ролью, перенося стереотип поведения с одного статуса на другие. Например, учитель, поучающий всех подряд. Ситуация, когда происходит максимальное слияние с ролью, называется ролевой идентификацией. Минимальное слияние с ролью  называется дистанцированием от роли. Оно характерно для низкого уровня отождествления человека со своим социальным статусом

Обладая большим или меньшим ролевым набором, соответствующим статусному набору, человек не со всеми ролями идентифицирует себя  в равной степени. Некоторые роли для человека становятся личностно значимыми. Как правило, это те роли, которые соответствуют главному статусу. Их утрата воспринимается человеком как личностная драма (например, мужчина, кормилец семьи, теряет работу, становится безработным). Большинство же ролей не являются личностно значимыми, их наличие или отсутствие не переживается (например, роль покупателя, пешехода, читателя и т.д.).

Обладая различными статусными характеристиками, человек во множестве ситуаций должен одновременно исполнять несколько ролей. Как правило, эти роли не противоречат друг другу  и их исполнение не создает дискомфорта для человека. Однако в некоторых ситуациях индивид сталкивается с необходимостью удовлетворения требований двух или более несовместимых или трудно совместимых ролей (например, роль матери, хозяйки и роль работницы, сотрудницы). В этом случае возникает ролевой конфликт, создающий стрессовую ситуацию. Для того чтобы  преодолеть ролевой конфликт, человек должен сделать выбор между противоречивыми ролями, определить для себя, какая из ролей является более важной.    

Социальная роль не является чистой моделью поведения. Она распадается на ролевое ожидание – поведение, которое ожидают от человека окружающие в соответствии с его социальным статусом,  и на ролевое исполнение – собственно поведение конкретного индивида. Полного совпадения между ролевым ожиданием и ролевым исполнением не бывает. Требования социальной роли каждым конкретным человеком интерпретируются по-своему, результатом чего является различная картина поведения индивидов, обладающих одинаковым статусом. Поэтому хотя существующие границы ролевого поведения достаточно жесткие, они не носят абсолютный характер. Пределы, в рамках которых варьируется допустимое поведение, называется ролевым диапазоном.  Таким образом, социальный статус подчеркивает сходство людей, а социальная роль – их различие.

Социальная роль, понимаемая как ожидаемое поведение, формируется на основе следующих компонентов: а) описание типа поведения, соответствующего данной роли; б) предписания (требования), связанные с данным поведением; в) оценка исполнения предписанной роли; г) санкция, т.е. социальные последствия того или иного поведения. Оценка исполнения той или иной социальной роли, а также последствия в виде социальных санкций основываются на принятой в обществе системе ценностей и соответствующей ей системе социальных норм.

В целях побуждения индивидов к адекватному исполнению социальной роли в обществе существует целая система социального контроля, представляющего собой особый механизм поддержания общественного порядка и стабильности общества. Основным инструментом социального контроля является система социальных санкций, которые выступают в качестве главного элемента социального регулирования, поскольку именно они побуждают человека к определенному типу поведения. Если поведение кого-то нарушает требования, предписанные социальными нормами, то со стороны общества следует негативная оценка и соответствующие ей негативные социальные санкции (например, осуждение матери, не проявляющей должной заботы о своих детях). И, наоборот, исполнение социальной роли в соответствии с общественными ожиданиями (например, сын, трогательно заботящийся о престарелых родителях) будет иметь следствием позитивные социальные санкции в виде одобрения, уважения и т.д.

По форме реализации социальные санкции могут быть двух видов. Санкции, реализуемые непосредственно социальной группой через её поведение (осуждение, презрение, одобрение, восхищение и т.д.), называются моральными. Они основаны на традиционных нормах социальной группы  либо общества в целом и не имеют правовых последствий. Помимо этого, санкции могут быть юридическими (правовыми). Они реализуются конкретными социальными институтами (например, органами государственной власти, администрацией организаций и учреждений) и имеют правовые последствия. Например, опоздание на работу может иметь следствием такую санкцию, как увольнение, а уклонение от уплаты налогов – привлечение к уголовной ответственности.

Сложность и многообразие социальной жизни проявляются в том, что она включает в себя не только  спокойное, стабильное, правильное течение, но и отклонение от него. Это находит свое выражение в отклоняющемся от социальных норм поведении, которое называется девиантным (от лат. deviatio) – отклонение).

Под девиантным поведением понимается как поступок, действия отдельного человека, так и массовые формы поведения социальных групп, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Существуют различные теории, объясняющие девиацию, в том числе биологические,  психологические, социологические, культурологические.

Сторонники биологической теории  девиации видят главную причину отклонения поведения индивида от принятых в обществе социальных норм в его биологическом складе. Так, еще в XIXв. итальянский врач Ч. Ломброзо связал предрасположенность индивида к делинквентному поведению с физиологическим строением его организма. С точки зрения Ч. Ломброзо, выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, сниженная чувствительность к боли являются характерными признаками человека, склонного к криминальному типу поведения.

Значительное влияние биологического фактора на поведение человека отмечал в своих работах и американский психолог, врач  Х. Шелдон, который связывал девиантное поведение с особенностями строения тела. Он считал, что как у собак различных пород имеется склонность следовать определенным образцам поведения, так и у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Х. Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации люди, чье тело отличается силой и стройностью, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

Сторонники психологического подхода к объяснению девиации связывают причины девиантного поведения с различными психическими отклонениями, вызванными психологическими конфликтами и  травмами, а также иными психическими проблемами, особенно пережитыми в детстве. Так, основоположник психоанализа З. Фрейд связывал  девиацию с «умственными дефектами», с «дегенеративностью» и «психопатией». Применительно к объяснению криминогенного поведения он ввел понятие «преступники с чувством вины».  В данном случае речь идет о людях, которые,  по мнению З. Фрейда, желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего «влечения к разрушению». Они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть это влечение.

Сторонники социологических концепций видят причины девиации в  социальных факторах. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом в разработанной им теории аномии (от греческого  «аномос», т.е. беззаконный, безнормный). С точки зрения Э. Дюркгейма, аномия – это такое состояние общества, при котором старые нормы себя изжили, а новые еще не сложились. Результатом отсутствия в обществе общепринятых норм и ценностей становится его социальная дезорганизация. Лишенные целей и смысла жизни люди становятся равнодушными, отчужденными, подверженными стрессам и тревожности, что приводит к распространению девиантного поведения.

Идеи Э. Дюркгейма получили развитие у Р. Мертона, видевшего причину зарождения аномии в обществе в появлении значительного числа индивидов, которые не могут следовать тем социальным нормам, которые они одобряют. Он полагал, что социальная дезорганизация общества ведет к разрыву между культурными целями и нормами общества и социально одобряемыми  средствами их достижения.

Социологический же характер носит марксистский подход к девиации, однако в ней акцент делается на ее классовых корнях. В соответствии с этой концепцией главной причиной такой, например, девиации, как преступность, является сам уклад общественных отношений, основанных на частной собственности и антагонизме классов. Отсюда делался вывод о том, что социализм, ликвидировав частную собственность, тем самым, полностью устранит социальные причины преступности.

Сторонники культурологических теорий  (Т. Селлин, У. Миллер, Э. Сатерленд) делают акцент на анализе культурных ценностей. В частности, представители данного направления считали, что корни девиации следует искать в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе. С точки зрения этих теорий, девиация имеет место тогда, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы.

Слово «норма» имеет латинское происхождение и буквально означает «правило, образец, стандарт». В Древнем Риме «нормой» называли инструмент каменщиков - отвес, при помощи которого проверялась вертикальность стен. Позднее это слово стало обозначать любое средство, которое применялось для проверки соответствия какого-либо реального объекта установленным стандартам. Так, например, технические нормы устанавливают представления о стандартах строительства, охраны труда, эстетические нормы – образцы представлений о прекрасном и безобразном в искусстве, религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в священных книгах и т.д.

Социальные нормы представляют собой общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной жизнедеятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения. Они определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть. То есть, социальная норма понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей в обществе.

В широком смысле девиантное поведение подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие принятым в обществе нормам. Они могут быть как положительные (героизм, альтруизм, самопожертвование, высочайшая преданность), так и отрицательные (пьянство, наркомания, самоубийство, проституция, предательство, вандализм, хулиганство и др.). Социологические исследования показывают, что на каждую из этих групп приходится 10-15% населения, в то время как 70% составляют те, кто практически не имеет отклонений от нормы.

Девиации, подпадающие под категорию противоправного действия (т.е. правонарушения и преступления), называются делинквентным поведением  и наказуемы в соответствии с законом.

Критериями социальной нормы или отклонения от нее считаются образцы поведения, принятые в данном обществе, в конкретной социальной группе или в социальной организации в соответствии с ценностями определенной культуры. Поэтому девиация носит относительный характер: то, что для данной группы или данного общества является отклонением, для другой группы или другого общества может быть нормой. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, кражу, разбой и т.д., однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и других видов социального поведения.

Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе. В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации движения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например, будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.

В социальной жизни может возникнуть такая ситуация, когда отклоняющееся поведение распространяется на широкие социальные слои, охватывает социальные институты. Такое состояние называется социальной аномией и означает полную разрегулированность общества, иными словами, деформацию всех структур общества, в том числе и социальной. Причиной социальной аномии становится разрушение  принятых обществом  системы социальных ценностей и социальных норм. Это чаще всего бывает в период глубоких кризисов, радикальных реформ, войн, революций, стихийных бедствий, носящих глобальный характер и т.д. Девиация, приобретающая всеобщий характер, разрушает социальные институты общества и угрожает, тем самым, не только обществу вообще, но и лишает уверенности и защищенности каждого его члена в отдельности.

 

Ключевые понятия темы: человек, индивид, личность, социализация, агенты социализации, первичная и вторичная социализация, ролевая теория личности, социальная роль, социальные нормы, социальные санкции, ролевое ожидание, ролевое исполнение, ролевая идентификация, дистанцирование от роли, ролевой конфликт, социальные нормы, девиантное поведение,  делинквентное  поведение, социальный контроль, социальные санкции, социальная аномия

 

Вопросы для самоконтроля:

1.       Что такое «личность»?

2.       Какие черты характеризуют  личность? Как называется процесс формирования личности?

3.       В какие временные рамки осуществляется социализация личности?

4.       Что такое первичная и вторичная социализация?

5.       Кто выступает агентами первичной и агентами вторичной социализации?

6.       Какие основные стадии выделяются в социализации и их характеристика?

7.       Как ролевая теория личности объясняет механизм поведения человека в обществе?

8.       Какова структура социальной роли?

9.       Что выступает основным регулятором поведения людей в обществе, исходя из ролевой теории личности?

10.  Что понимается под социальными санкциями, каковы их основные виды и последствия?

11.  Как теория «зеркального Я» объясняет механизм поведения человека в обществе?

12.  Как психологическая теория личности объясняет механизм поведения человека в обществе?

13.  Что означает понятие «социальная норма»?

14.  Что такое социальный контроль? Каковы его виды?

15.  Кем и как осуществляется социальный контроль в обществе?

16.  Что такое социальная девиация?

17.  Что такое делинквентное поведение?

18.  Каковы основные виды девиации?

19.  Причины девиации в биологических концепциях?

20.  Причины девиации в социологических концепциях?

21.  Причины девиации в культурологических  концепциях?

22.  Причины девиации в психологических концепциях?

 

ЛЕКЦИЯ 6. СЕМЬЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. РЕЛИГИЯ,

                  КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО.

 

Семья является одним из древнейших социальных институтов, который начал формироваться уже на ранних этапах возникновения человеческого общества. Существуют различные подходы к определению семьи. Несмотря на некоторую особенность, их объединяет представление о семье как о малой группе людей, связанных брачными и родственными отношениями.

Первоначально не было разделения понятий семья и брак, а семейные отношения строились на основе обычаев и традиций, принятых в конкретном сообществе, а также религиозных представлений, которые на протяжении тысячелетий играли главную роль в регулировании семейно-брачных отношений. В светских государствах, когда религия была отделена от государства, институт брака приобрел юридическую (правовую) форму регулирования отношений между  мужчиной и женщиной, их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Так, в Кодексе РК «О браке (супружестве) и семье» брак определен как «равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные  права и обязанности между супругами», а семья – как «круг лиц,  связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание…».

Таким образом, современное отличие семьи от брака заключается в том, что семья более широкое понятие, чем брак: семья может состоять из супругов, их детей, бабушек и дедушек, других родственников и свойственников, в то время как брак регулирует отношения только между супругами.

Изучение различных форм и типов семьи начинается во второй половине XIX века. Одним из первых к этой проблеме обратился американский ученый Л. Морган. Исследовав семейно-родственные отношения, существовавшие в ряде племен североамериканских индейцев, он в своей работе «Древнее общество» сделал вывод о том, что на протяжении истории человечества семья как социальный институт прошла путь от группового кровнородственного брака (стадия дикости, соответствующая обществу собирателей и охотников) через парный брак (стадия варварства, соответствующая переходу к производящему обществу земледельцев и скотоводов) к моногамии (стадия цивилизации, начинающееся с образования государства). На стадии варварства родство, как общность людей, связанных  общим предком, начинает определяться  по отцовской линии.

Исследования Л. Моргана впоследствии были использованы  Ф. Энгельсом в его книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В ней он проанализировал эволюцию семейно-брачных отношений с позиций марксистской теории, в соответствии с которой важнейшую роль в этом процессе сыграли экономические причины, и, прежде всего, возникновение частной собственности. Это, по мнению Ф. Энгельса, позволило определять круг родства по мужской линии и стало главным фактором перехода от матриархата к патриархальной форме семейных отношений.

В современном обществе доминирующей формой брака является моногамия (единобрачие), при которой брак связывает одного мужчину и одну женщину. Однако имеет место и полигамия, существующая в двух основных формах: полигения и полиандрия. Полигения (многожество) как форма брака имеет распространение преимущественно в исламских странах, где религия допускает право мужчины иметь до четырех жен.  Менее распространенной формой брака является полиандрия (многомужество), которая существует у отдельных племен Африки, у алеутов и эскимосов, а также в таких регионах, как Тибет, Непал, Шри-Ланка и др. Хотя некоторые исследователи рассматривают  полиандрию, скорее, как сохранение традиции, причинами ее могут стать такие факторы, как низкое число женщин относительно мужчин, а также ограниченность земли. Например, в Тибете, чтобы не делить земельный участок, старший брат выбирает себе жену и ее мужьями автоматически становятся все его братья.

В зависимости от состава современные семьи можно классифицировать на следующие типы: расширенная (сложная), нуклеарная (простая) и неполная. Расширенная семья включает в свой состав представителей, как минимум, трех поколений: супруги, их дети, а также родители одного из супругов. В состав расширенной семьи могут входить и другие родственники (братья, сестры и т.д.), связанные ведением совместного хозяйства. Такой тип семьи уходит в прошлое и в настоящее время доминирующим становится  нуклеарная семья, состоящая из родителей и их детей, которые по достижении определенного возраста покидают родителей и создают свою семью. Нуклеарная семья является полной семьей, так как в ней присутствуют оба супруга, образующие ее своеобразное ядро.  В случае, если отсутствует один из супругов (в силу смерти или развода), то семья становится неполной вне зависимости от количества в ней детей и вне зависимости от того, участвует ли другой родитель в их содержании и воспитании.

В зависимости от количества детей выделяются семьи бездетные (т.е. не имеющие детей), однодетные, малодетные и многодетные. Как правило, к последним относятся семьи, имеющие трех детей. В Казахстане многодетными считаются семьи, имеющие от четырех детей и более.

Как и любой социальный институт, созданный людьми для удовлетворения их потребностей,  семья выполняет следующие функции: - репродуктивная функция. Она направлена на воспроизводство населения и продолжение рода;

- воспитательная функция. Ее целью является первичная социализация детей, передача им нравственных ценностей и привитие норм поведения в обществе. Эта функция обеспечивает преемственность поколений, сохранение духовных и культурных традиций, способствует удержанию уникального образа общества;

- хозяйственно-экономическая функция. Она сводится к ведению совместного хозяйства,  формированию семейного бюджета, разделению обязанностей по дому;

- психологическая функция. Эта функция обеспечивает удовлетворение потребности человека в духовном общении, дает ему поддержку и психологическую защиту от окружающего мира и его проблем.

Особенностью института семьи является то, что он, с одной стороны, отражает состояние общества, а с другой – оказывает ответное влияние на него. Так, изменения в обществе влекут за собой изменения и в семье. В то же время, закрепившиеся устойчивые  изменения семейных отношений оказывают влияние на процессы изменения в обществе.

На протяжении предшествующей исторической эпохи общество стояло на страже традиционных ценностей и соответствующих им социальных норм, в том числе в сфере семейно-брачных отношений. Их нарушение имело негативные последствия, проявляющиеся в форме как правовых, так и  моральных санкций. Так, всего полвека назад  женщина, родившая вне брака, становилась предметом осуждения, а в некоторых культурах воспринималась как позор семьи. Осуждению со стороны общества подвергались разведенные женщины, а также люди, проживающие совместно без регистрации брака. Например, в СССР они не могли быть заселены в один номер гостиницы. Тем самым, рассматривая семью как первичную свою ячейку, общество стремилось сохранить свои ценности и свою  целостность.

Конец ХХ – начало XXI века ознаменовался глобализацией  не только экономики и политики. В процесс глобализации были вовлечены и  культурная, и духовная сферы обществ, что привело к формированию наднациональных ценностей и, одновременно, размыванию ценностей традиционных, в том числе и семейных. Следствием этого стали глубокие изменения  в семейно-брачных отношениях, в том числе  увеличилось число разводов, инициаторами которых все чаще выступают женщины, снижается количество заключенных браков и увеличивается число пар, живущих в так называемом гражданском браке, а точнее – в сожительстве, уменьшается количество детей в семье и увеличивается число семей, выбравших бездетный брак (childfree), увеличивается число женщин, имеющих внебрачных детей. Объективно этому способствовало  то, что женщины, получив образование и работу, с одной стороны, приобрели материальную независимость от мужчины, а с другой стороны, изменили свои жизненные приоритеты с создания семьи и рождения детей на самореализацию и самоутверждение.

Некоторые исследователи считают, что в настоящее время традиционная семья как социальный институт находится в состоянии кризиса. Все больше становится неполных семей, когда супруги состоят в разводе. Так, например, даже в Казахстане, где традиционно были многодетные семьи, а семейные ценности особо почитались,  в среднем каждый третий брак распадается. Что касается крупных городов, то статистика выглядит еще более угрожающе, так как там распадается каждый второй брак. Такие функции семьи, как репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая уже сейчас осуществляются и без создания  семьи. Все чаще функцию воспроизводства населения осуществляют незамужние женщины, которые либо берут на себя содержание детей, либо разделяют эту обязанность с отцом ребенка на добровольной основе или по решению суда. Воспитательная функция возлагается обществом не только на семью, но и на организации образования.

Показатель кризиса традиционной семьи видится и в  появлении альтернативных форм семьи и брака. Наиболее распространенной является сожительство. Его часто называют гражданским браком, хотя он таковым не является, так как гражданский брак – это брак, регистрируемый государством. Кроме того, альтернативными формами семьи и брака являются пробный брак, который не связывает партнеров обязательствами и имеет целью выяснить, подходят ли они друг другу, гостевой брак, при котором супруги проживают в отдельных квартирах и даже в разных городах и странах, а  также открытый брак, допускающий полную свободу в отношениях  супругов, вплоть до права на других сексуальных партнеров. Крайней формой толерантности общества в вопросах брака и семьи выступает признание в некоторых странах однополых браков не только фактически, но и юридически.

Несмотря на все перечисленные выше негативные тенденции, характеризующие современное состояние семейно-брачных отношений, существует и оптимистичный взгляд на их перспективу. Его сторонники полагают, что, являясь древнейшим социальным институтом, семья на разных исторических этапах неоднократно претерпевала изменения. В настоящее время происходит очередная модернизация семьи, в ходе которой традиционные функции семьи сохранятся в том или ином виде. Но главной функцией семьи станет функция психологическая, поскольку в информационном мире, где, с одной стороны, коммуникация  вышла на качественно новый уровень, а с другой – появилась проблема отчуждения  и одиночества, только семья  сможет дать человеку необходимые ему поддержку, опору и защиту.

Семья является объектом исследования многих общественных наук – социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Каждая из наук  в соответствии со своим предметом изучает специфические  стороны функционирования и развития  семьи. Так, в центре внимания экономики находится семья или домохозяйство как экономическая, главным образом, потребительская ячейка. Для демографии основной интерес представляет роль семьи  и семейной структуры  населения в воспроизводстве населения. Этнографические  исследования связаны с изучением особенностей уклада жизни и быта семей с разными  этническими характеристиками. Психология и педагогика исследуют проблемы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, вопросы воспитания детей и создания здорового социально-психологического климата в семье.

Социология семьи, как специальная отрасль социологического знания, исследует семью как социальный феномен, имеющий существенные черты социального института, выполняющего определенные социальные функции, и малой социальной группы людей, связанных родством и объединенных общностью быта.

При исследовании семьи как социального института обычно рассматриваются такие вопросы, как связь семьи с другими социальными институтами, функции семьи и их соответствие общественным потребностям, доминирующий тип семьи и уровень ее сплоченности, образцы семейного поведения (ролей), характерные для тех или иных социальных групп или для определенного типа культуры. При анализе таких проблем, как, например, выбор брачного партнера, принятие решения о рождении первого и последующего детей, мотивов и причин  семейных конфликтов, выполнение основных функций семьи, отношений между родителями и детьми, семья рассматривается как малая социальная группа, представляющая собой ячейку общества.

Таким образом, социология семьи и брака – это область социологического знания, предметом которой является  исследование формирования, развития и функционирования семьи как социального института и малой группы в конкретных культурных и социально-экономических условиях. Наиболее распространенным  методом сбора данных по социологии семьи является опрос. Наличие информации интимного характера вызывает необходимость разрабатывать  специальные методики опроса. В некоторых случаях  применяются методы анализа документов (школьных сочинений, публикаций в печати по проблемам семьи, исследование читательских писем). Наблюдение применяется чаще всего в ходе лабораторных экспериментов при анализе взаимодействия и взаимоотношений супругов.

Термин религия связывают с  латинским словом  «religio», что означает набожность, святость, святыня, благочестие.  В силу того, что в мире существуют различные религии и верования, нет единого определения содержания религии. Однако при этом можно выделить нечто общее в понимании религии, а именно то, что религия представляет собой особую форму отражения бытия, основой которого выступает вера в существование сверхъестественного, неподвластного человеку и недоступного его пониманию, вера в божественное происхождение мира, общественных отношений и самого человека.      

В социологическом понимании религия представляет собой  систему верований и соответствующих ей ритуалов, основанных на вере в сверхъестественное, которые связывают отдельных индивидов, социальные группы, иные общности людей и реализуются через обычаи, социальные нормы, предписания, стандарты поведения.

Религия характеризуется определенными чертами, в том числе наличием системы символов, ритуалов, обрядов, ритуальных действий и религиозных церемоний.

В той или иной форме религия обнаруживается на самых ранних этапах существования общества. Так, по мнению ученых, зачатки религиозной духовности появляются уже в период верхнего палеолита. В пользу этого свидетельствуют, например, наскальные рисунки, а также обнаруженные археологами захоронения, при проведении которых уже соблюдался определенный ритуал.

При всем многообразии концепций, объясняющих причину возникновения религии как социального явления, все их можно разделить на две основные группы: теологические (религиозные) и эволюционные (атеистические). С точки зрения теологических концепций, человек и религия возникли одновременно, поскольку человек создан Богом и Богом же человеку даны религиозные сознание, ценности и представления. Эволюционная теория объясняет появление религии бессилием и страхом человека перед природой, неспособностью понять и объяснить ее, что, в свою очередь, породило веру в богов и духов, обожествление в той или иной форме окружающего мира.

Как социальный институт, религия выполняет ряд функций. Важнейшей из них является функция мировоззренческая. Она формирует для верующего человека картину мира, определяет его место в нем, дает ему утешение и надежду, обоснование смысла жизни и смерти. В свою очередь, основанное на определенной системе ценностей религиозное мировоззрение устанавливает правила поведения и его допустимые границы в рамках конкретной религии как для отдельного человека, так и для социальных групп и общества в целом, выполняя, тем самым, регулирующую функцию. Являясь частью человеческой культуры, религия обеспечивает сохранение и развитие культурного наследия общества (культурная функция). Объективно выступая носителем определенных духовных и нравственных ценностей, религия выполняет функцию социальной солидарности и социальной сплоченности (коммуникативная функция). Она связывает людей, разделяющих эти ценности, в  единую общность, и противопоставляет их тем, кто эти ценности не разделяет.

На протяжении тысячелетий религия оказывала и продолжает сегодня  оказывать огромное влияние на жизнь людей. При этом нельзя однозначно оценить это влияние на развитие общества. В том случае, когда религиозные установки жестко требовали сохранения неизменными традиционных ценностей и ритуалов, а их нарушение сопровождалось наказанием, религия могла стать тормозом развития общества. Однако в определенных условиях те же религиозные убеждения могли стать фактором сплочения и мобилизации общества на совершение перемен, обеспечивающих его развитие. Так, даже в древних обществах религиозные культы, совместное исполнение религиозных ритуалов и обрядов объективно способствовали укреплению общественных отношений.

Как социальное явление религия является объектом исследования целого ряда общественных наук. Предметом исследования в каждой из них становятся те или иные ее стороны, формы и способы взаимосвязи и взаимодействия с человеком и обществом. Так, философию религия интересует как форма общественного сознания, как особый вид мировоззрения и способ познания бытия. История исследует конкретные формы функционирования религии, возникавшие и сменявшие друг друга в определенных исторических условиях на тех или иных этапах развития человеческого общества, в тех или иных странах или регионах мира. Культурология исследуют религию как составляющую мировой культуры, духовного наследия человечества.

Специальной отраслью социологического знания является социология религии. Ее предметом выступает исследование механизма взаимодействия религии и общества, а также роли религии в функционировании социальных процессов. Предпосылки возникновения социологии религии были заложены еще в эпоху французского Просвещения, представители которого достаточно критически относились к религии, рассматривая ее как способ обмана людей, как ненужное суеверие.  Методологическая основа анализа религии была заложена позитивизмом О. Конта и рационалистической гносеологией И. Канта.

С именем О. Конта связано начало формирования эволюционистского направления в социологии религии. В соответствии с его учением о трех стадиях развития общества первая стадия имела теологический (религиозный) характер. На этой стадии все вещи рассматриваются как результат воздействия неких сверхъестественных сил, вследствие чего религия выступает как необходимый компонент общества, дающий людям понимание окружающей действительности, формирующий чувство идентичности и обеспечивающий единство социальной жизни. Однако эволюция общества, по мнению О. Конта, неизбежно ведет и к изменению роли и места в нем религии. Представляя собой неотъемлемую часть жизни человеческого общества на ранней стадии развития, религия в ходе накопления знаний постепенно вытесняется на второй стадии абстрактными понятиями и наукой на третьей стадии.

Начало собственно социологических исследований религии связывают с именами Э. Дюркгейма, К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля.

Э. Дюркгейм внес в социологию религии ее понимание как силы, интегрирующей общество. Он исходил из того, что религия встречается во всех известных обществах и в этом смысле представляет собой универсальный социальный феномен, что позволяет предположить выполнение религией в обществе некой необходимой для его существования функции, каковой является функция сплочения общества на основе приверженности общим верованиям и ценностям. Отсюда Э. Дюркгейм делает вывод о том, что для понимания общества в целом необходим социологический анализ религии. Кроме того, он отмечал огромное значение религиозной деятельности для стимулирования позитивного участия индивида в социальной жизни.

Как социальный феномен, выполняющий определенные функции, предстает религия в трудах К. Маркса, считавшего, что религии не просто включена в систему общественных отношений (прежде всего – экономических), но и порождена ими. В условиях общества, основанного на частной собственности, религия выполняет две основные функции, призванные обеспечить поддержание порядка в интересах господствующего класса и противодействовать революционному переустройству общества. Это функция идеологическая (оправдание и узаконивание существующих общественных порядков как созданных Богом) и функция компенсаторная (страдания в этом мире будут вознаграждены обретением царства Божьего).

Значительную роль в социологию религии внес М. Вебер, который разработал ее понятийный аппарат, используемый и современными исследователями. М. Вебер исходил из того, что все общественные институты, структуры, формы поведения основываются и регулируются тем смыслом, который в них вкладывают люди. Главная функция религии - функция смыслополагания, обеспечивающая рационализацию человеческой деятельности. Поэтому религия обладает мощным потенциалом воздействия на человеческую деятельность, каким бы ни было ее направление. Рассматривая религию как фактор социального изменения, М. Вебер видит в ней составную часть социального процесса. На основе сравнительно-исторического анализа мировых религий он выделяет три самых общих ее типа как три способа отношения к миру: 1) религии приспособления к миру (конфуцианство, даосизм); 2) религии бегства от мира (индуизм, буддизм); 3) религии овладения миром (иудаизм, христианство). Упадок религии в XIX - начале ХХ вв. представлялся многим как триумф человеческого разума, результат просвещающего и освобождающего действия современной науки. Однако М. Вебер видит в этом симптом духовного заболевания общества, вызванного «рациональностью».

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс рассматривает религию как важнейший фактор стабильности и жизнеспособности общества, поскольку именно она выполняет задачу интеграции общества через удержание его культурного и нравственного образца. Без религии, полагал Т. Парсонс, общество всегда стояло бы перед угрозой дезинтеграции и единственным средством поддержания порядка и стабильности оставалось бы только насилие.

В современной социологии религии доминирующим является функционалистское направление (А.Р. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский, Н. Лукман), рассматривающее религию в точки зрения выполнения ею различных функций: от функции обеспечения эмоционально-психологического равновесия индивида (Б. Малиновский) до функции удовлетворения интересов общества и упрочения его интеграции (А.Р. Рэдклифф-Браун).

В процессе эволюции человеческого общества религия оказала большое влияние на развитие культуры.

Термин культура восходит к латинскому «cultura», что означает возделывание, обрабатывание. Существуют различные подходы к определению понятия «культура», которые вместе с таким вопросами, как структура культуры, ее элементы и т.д., будут рассматриваться в рамках дисциплины «Культурология». Наиболее общим является подход, согласно которому культура – это совокупность всех видов деятельности людей (в том числе и материальной, и духовной), направленная на преобразование природы и общества.  

Отраслью социологического знания, изучающего социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, регулирующих отношения в обществе, между обществом и природой, является социология культуры.

Впервые понятие социологии культуры было введено в социологическую науку М. Адлером, который под предметом социологии культуры понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействия на общество и социальное поведение человека.  Сформировавшаяся в ФРГ и Франции в 70-е годы ХХ века, социология культуры опиралась  на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля,  на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии. 

Поскольку культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека: в труде, в быту, в политике, в здравоохранении и т.д., постольку в широком смысле социология культуры охватывает всю проблематику общественной жизни под специфическим углом зрения. Она изучает основные тенденции культурного развития общества, выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследует социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения, фиксирует изменение национальных, духовных, семейных, бытовых отношений, вызванное распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и рядом других факторов.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет исследование ее аксиологического (ценностного) аспекта, а именно, внимание акцентируется не просто на уровне развития общества, но и на целях, ради которых применяются достижения, созданные человеческим умом и руками, то есть применяются ли они в гуманистических целях, служат ли развитию личности и т.д. Человек при этом рассматривается одновременно  как объект и субъект культурного развития, а культура как мера гуманизации и  гармонизации общества и  личности. 

В настоящее время одной из актуальных проблем социологии культуры является исследование вопроса о возможности сохранения культурного многообразия в условиях глобализации как  доминирующей тенденции в развитии человечества в XXI веке. Глобализация представляет собой интеграцию экономик, политик, культур различных стран, в ходе которой, по мнению многих исследователей, человечество превращается в единую суперсистему. Этот процесс объективно имеет два последствия. С одной стороны, интеграция потенциально открывает для всех стран доступ к мировым научно-техническим достижениям, создает возможности для ускорения экономической модернизации.  Глобальные сети формируют единое информационное пространство, обеспечивающее не просто качественно иной уровень коммуникации, но и новые образовательные возможности. С другой стороны, глобализация усиливает взаимопроникновение государств, в ходе которого образуется мировая система с взаимозависимой политикой, экономикой, финансовой системой, культурой. Результатом этого становится формирование  универсальных представлений о системе ценностей и возникновение реальной угрозы утраты культурного многообразия современного мира.

В этих условиях перед Казахстаном, являющимся частью мирового сообщества, стоит задача сохранения своей культурно-исторической уникальности и национальной идентичности.  Пути решения этой задачи были определены Первым Президентом страны Н.А. Назарбаевым в его статье  «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В ней отмечается, что условием эффективной экономической и политической модернизации казахстанского общества должна стать модернизация общественного сознания на основе принципов реализма и прагматизма. Это означает, что для осуществления долгосрочных программ развития общества необходимо отказаться от ряда привычных стереотипов и  научиться реально оценивать вызовы современного мира, принимать все лучшее, что он дает для развития как страны, так и каждого человека в отдельности, быть готовым к технологическим инновациям, развивать  конкурентоспособность и культ знаний. Однако для того, чтобы в стремительно меняющемся мире не утратить свою национальную идентичность, необходимо, чтобы модернизация общественного сознания носила прагматический характер. Это означает, что, отказываясь от некоторых традиций, привычек, которые противоречат требованиям современного общества, необходимо сохранять и укреплять то, что составляет культурный код нации, основу ее  духовности. Это язык, достижения культуры, традиции и обычаи, составляющие духовную основу нации, ее уникальную ментальность,  уважительное отношение к истории страны, к людям, составляющим ее гордость, к своей малой родине.

 

Ключевые понятия темы: семья, брак, моногамия, полигамия, полигения, полиандрия, нуклеарная семья, расширенная семья, полная семья, религия, культура, глобализация, модернизация общественного сознания, национальная идентичность, национальный код

 

Вопросы для самоконтроля:

1.       К какому времени относится формирование социологии семьи и брака как отрасли социологического знания?

2.       Что такое  семья?

3.       Что такое брак?

4.       Какие выделяют исторические формы семьи?

5.       Каковы основные функции семьи?

6.       Как ученые оценивают перспективу семьи как социального института?

7.       Что такое религия?

8.       Какие функции выполняет религия?

9.       Каковы основные направления исследований социологии религии?

10.  Что такое культура?

11.  К какому времени относится формирование социологии культуры как отрасли социологического знания?

12.  Кто ввел понятие «социология культуры» в социологическую науку?

13.  Каковы основные направления исследований социологии культуры?

14.  Каковы цели модернизации общественного сознания?