Лекция 7. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда. Обеспечение сиз. Расследование несчастных случаев.
Лекция 7. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда. Обеспечение сиз. Расследование несчастных случаев.
7.1 Организация аттестации производственных объектов по условиям труда
Согласно статье 183 Трудового Кодекса Республики Казахстан производственные объекты подлежат обязательной периодической аттестации по условиям труда, т.е. данная процедура является обязанностью работодателя.
Аттестация производственных объектов по условиям труда – деятельность по оценке производственных объектов (цехов, участков, рабочих мест, а также иных отдельно стоящих подразделений работодателей, осуществляющих производственную деятельность) в целях определения состояния безопасности, вредности, тяжести, напряженности выполняемых на них работ, гигиены труда и определения соответствия условий производственной среды нормативам в области безопасности и охраны труда.
Аттестация включает в себя комплексную оценку фактического состояния условий труда производственных объектов организации на соответствие их нормативам в области безопасности и охраны труда, и состоит [1]:
1) из оценки степени вредности и опасности труда, гигиены труда;
2) из оценки тяжести и напряженности трудового процесса;
3) из оценки степени травмобезопасности;
4) из оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Аттестация производственных объектов по условиям труда проводится специализированными организациями по проведению аттестации производственных объектов периодически не реже чем один раз в пять лет. Её проведение регламентировано «Правилами обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда», утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1057 [1], а также Методическими рекомендациями «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», утвержденными приказом Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 31 декабря 2020 года №24 [2].
Государственный контроль и надзор за соблюдением выше указанных Правил осуществляют уполномоченный государственный орган по безопасности и охране труда и его территориальные подразделения.
Аттестация имеет важное социально-гигиеническое значение, так как позволяет своевременно выявить вредные и опасные факторы рабочей среды и трудового процесса, определить приоритетные направления модернизации оборудования и технологических процессов, разработать и внедрить целенаправленные санитарно-гигиенические и медико-профилактические мероприятия, исходя из специфики условий труда на конкретных предприятиях [3].
Эта процедура обязательна для всех работодателей без исключения. Ответственными за организацию аттестации являются руководители оных совместно с профсоюзами, уполномоченными работниками или с помощью сторонних организаций, имеющих соответствующую квалификацию и спецификацию. Местный орган по инспекции труда осуществляет мониторинг аттестации производственных объектов по условиям труда.
Поскольку аттестация проводится по строгим нормам и правилам, несоблюдения и нарушения в ее проведении — административное правонарушение, которое карается штрафными санкциями. Не проведение аттестации попадает под действие Трудового кодекса РК.
Аттестация рабочих мест является необходимым элементом управления производственным процессом, имеет четкую направленность на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Аттестация рабочих мест по условиям труда является одним из направлений внедрения и функционирования системы управления охраной труда.
Для работника необходимость аттестации выгодна тем, что по ее результатам он имеет доступ к достоверной информации о вредных и опасных факторах на рабочем месте. Следовательно, ему легче делать выбор во время трудоустройства, а также он владеет информацией о возможных льготах и компенсациях, положенных ему за особые условия труда согласно трудовому законодательству.
Для работодателя проведение аттестации не только необходимо, но и выгодно, так как появляется возможность на основании материалов аттестации провести комплекс организационно-технических мероприятий по улучшению условий и безопасности труда для приведения рабочих мест в соответствие требованиям действующих нормативных правовых актов; определить обоснованность оплаты труда и предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, предусмотренных трудовым законодательством Республики Казахстан.
Работодатель также может лишить работника льгот, касающихся сокращенного рабочего времени и предоставления дополнительного отпуска в том случае, если аттестация подтвердит отсутствие опасных и вредных производственных факторов. Продолжительность дополнительного отпуска и сокращенного рабочего времени, устанавливаемая «Списком производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда» [4], работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и повышенный размер оплаты труда, и может быть уточнена на основе результатов аттестации производственных объектов организаций.
7.2 Организация санитарно-профилактических мероприятий и медицинских осмотров
Здоровье персонала, занятых на промышленных площадках подвержено влиянию внешних негативных воздействий. Поэтому необходимо своевременное проведение санитарно-профилактических мероприятий, обязательных медицинских осмотров. Контроль за выполнением этих мероприятий - важная составляющая Системы управления охраной труда.
Обязательный медицинский осмотр работников организации проводится в соответствии со статьями 125 и 185 Трудового кодекса РК.
На время прохождения за счет средств организации периодических медицинских осмотров за работниками, обязанными их проходить в соответствии с Трудовым кодексом либо коллективным договором, сохраняются место работы(должность) и средняя заработная плата.
С работниками, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, трудовые договоры заключаются только после обязательного предварительного медицинского осмотра. В дальнейшем работники организации до достижения восемнадцатилетнего возраста ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Работодатель за счет собственных средств обязан организовывать проведение периодических медицинских осмотров и обследований работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Работники, занятые на работах, связанных с повышенной опасностью, машинами и механизмами, должны проходить предсменное и после сменное медицинское — освидетельствование. Список профессий, требующих предсменного медицинского освидетельствования, определяется Уполномоченным государственным органом в области здравоохранения [5].
Важным направлением по профилактике профзаболеваний является обеспечение должных санитарно-технических условий труда. В этих целях необходимо проведение регулярного контроля за показателями вредных производственных факторов, принятие адекватных мер по их снижению до допустимых норм и уровней.
7.3 Организация идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками
Организация идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками является ключевым инструментом в менеджменте рисков и находится в диапазоне от простых оценок до сложных количественных анализов с подробным документированием.
В зависимости от уровня организации работ в области охраны труда эти риски могут быть:
- организационные (слабая организация работ; отсутствие четкого распределения функциональных обязанностей, соответствующих планов, мероприятий, графиков и действенного контроля за их выполнением; отсутствие исполнительской дисциплины, должной ответственности и др.);
- технологические (неудовлетворительное состояние технических устройств, несвоевременное проведение их экспертизы промышленной безопасности, технических освидетельствований и ремонтов; не удовлетворительное состояние пылеулавливающих, аспирационных систем, отсутствие соответствующих документов по эксплуатации, проведенным ремонтам и изменениям и др.);
- технические (недостаточная защита от несанкционированного проникновения работников к опасным участкам технологического оборудования, машин и механизмов; недостаточная укомплектованность блокираторами и средствами индивидуальной и коллективной защиты, несвоевременное их применение, использование неисправного инструмента, механизмов, оборудования, эксплуатация технически неисправных самоходных транспортных средств;
- противопожарные (несоблюдение требований противопожарной безопасности; отсутствие современных активных и пассивных средств противопожарной безопасности, отсутствие специальной техники предназначенной для тушения пожаров на предприятиях, неисправность внутреннего и наружного противопожарного водопровода со своевременным проведением испытаний на водоотдачу и др.);
- в сфере эксплуатации зданий и сооружений (неудовлетворительное состояние конструкций зданий и сооружений; несвоевременное проведение технических осмотров и их освидетельствований, недостаточное проведение работ по восстановлению антикоррозийного покрытия металлоконструкций зданий и сооружений; не соблюдение требований технической эксплуатации зданий и сооружений; потеря устойчивости строительных конструкций; несоответствие паспортов и технических журналов и др.);
- в области медицины труда (отсутствие действенного контроля за уровнем вредных и опасных веществ в воздухе рабочей зоны, недостаточный анализ причин профессиональных заболеваний и не адекватное принятие мер, слабая работа врачебно-инженерных бригад, допуск к работе физически нездоровых людей, не соответствие санитарным нормам бытовых помещений для персонала и медицинских пунктов, не проведение или низкое качество аттестации производственных объектов по условиям труда и др.);
- в сфере защиты от ЧС природного и техногенного характера, гражданской обороны (отсутствие в организации квалифицированных специалистов в области аварийно-спасательных работ, чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, слабое представление предприятиями целей и задач в данной сфере; отсутствие мероприятий, направленных на недопущение, снижение ущерба ЧС природного и техногенного характера, локальных систем оповещения, регулярных тренингов и обучения, слабая оснащенность горноспасательных служб для своевременного устранения ЧС и др.);
- образовательные (отсутствие устойчивых знаний и навыков у персонала норм и требований охраны труда, слабая организация обучения и квалификация преподавателей/внутренних тренеров, не эффективное использование потенциальных возможностей учебных классов и кабинетов предприятия, не укомплектованность учебных классов и кабинетов, несоответствие их современным требованиям и др.);
- в сфере нормативных актов (не обеспеченность необходимыми нормативными правовыми актами Республики Казахстан и локальными актами организации, несоответствие внутренних документов предприятия требованиям охраны труда или их полное отсутствие, недостаточное количество нормативных актов на государственном языке, слабое внедрение на предприятиях локальных актов в сфере охраны труда, не соблюдение принятых стандартов по подготовке, оформлению и своевременного доведения до сведения персонала локальных актов в сфере охраны труда и др.);
- в сфере мотивации персонала (слабое использование преимуществ материального и нематериального поощрения, отсутствие различных конкурсов – «Лучшая бригада (цех, участок и т.д.) в области охраны труда» и др.)
- в сфере коммуникации и информационной поддержки (отсутствие налаженной системы коммуникации, информационных стендов, несвоевременное информирование персонала о достижениях и недостатках в области охраны труда, слабая организация телефонов доверия и ящиков для предложений, недостаточный банк данных в области безопасности и охраны труда, несовершенство системы передачи информации по вопросам безопасности и охраны труда и др.).
Организация идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками должна включать следующие элементы:
- идентификацию опасностей и оценку риска, всех необходимых дополнительных мер по управления на месте;
- оценку допустимости остаточного риска, всех необходимых дополнительных мер по управлению рисками;
- оценку того, являются ли меры по управлению рисками достаточными для снижения риска до допустимого уровня;
При этом следует максимально использовать и учитывать: методологию всех способов идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками; законодательные и другие требования в области охраны труда; обязанности и полномочия персонала, ответственного за осуществление процессов; требования к компетентности и потребности в подготовке персонала, который осуществляет процессы и другие факторы.
После выполнения процессов идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками необходимо:
- проводить мониторинг всех корректирующих или предупреждающих действий с целью их своевременного завершения;
- осуществлять анализ принятых мер и устанавливать откорректированные или новые цели в области охраны труда;
- выяснить, соответствует ли компетентность персонала, выполняющего конкретные задания, той компетентности, которая установлена в процессе оценки рисков при создании системы управления рисками.
Организацию идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками следует анализировать в заранее установленное время или через установленный период времени или, в срок, заранее установленный руководством. Этот срок может варьироваться в зависимости от следующих обстоятельств: характера опасности; категории риска; отклонения от нормальной работы; изменения в технологии ведения работы; замены технологического оборудования
Выявление опасностей должно осуществляться в отношении, как обычных обстоятельств, так и чрезвычайных. Особое внимание следует уделять опасностям, которые могут возникнуть при следующих обстоятельствах: выходных и праздничные дни; использование труда стажеров или лиц, вышедших на подмену; сверхурочная работа и ночные смены; запланированные или незапланированные остановки; изменение режима работы; проведение ремонтных работ; ошибочные действия.
Организацию идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками следует проводить как проактивные, а не как реактивные меры, то есть надлежит, чтобы эти процессы предшествовали введению новых или пересмотренных видов деятельности или процедур.
Организацию идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками следует применять не только к «обычным» производственным операциям, но также и к периодическим операциям, таким как уборка и техническое обслуживание производства. Существование письменных процедур для управления особо опасными работами не отменяет для структурного подразделения необходимости продолжать выполнять процессы идентификации опасностей, оценки рисков и управление рисками на этих операциях.
Следует рассматривать не только опасности и риски от деятельности, выполняемой свои собственным персоналом, но и опасности и риски, возникающие от деятельности подрядных организации, а также от использования услуг, представляемых другими организациями.
7.4 Организация расследований и учета несчастных случаев и иных повреждений здоровью работников
Расследование несчастных случаев на производстве – законодательно установленная процедура обязательного расследования обстоятельств и причин повреждения здоровья работников и других лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя, при осуществлении ими действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или исполнением его задания
Расследованию подлежат случаи повреждения здоровья работников, связанные с их трудовой деятельностью и приведшие к нетрудоспособности либо смерти, а также:
- лиц, обучающихся в учебных заведениях, при прохождении ими профессиональной практики;
- военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, привлеченных к выполнению работ, не связанных с прохождением воинской службы, службы в специальных государственных органах;
- лиц, привлекаемых к труду в местах лишения свободы и по приговору суда;
- личного состава военизированных и иных специализированных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований в сфере гражданской защиты, военизированной охраны, членов добровольных команд по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, по спасению человеческой жизни и имущества.
- перед началом или по окончании рабочего времени при подготовке и приведении в порядок рабочего места, орудий производства, средств индивидуальной защиты и других действий;
- в течение рабочего времени на рабочем месте, по пути следования работника, деятельность которого связана с передвижением между объектами обслуживания, в том числе по заданию работодателя, а также во время командировки при исполнении трудовых обязанностей;
- при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем;
- на личном транспортном средстве при наличии письменного согласия работодателя на право использования его в служебных целях;
- при совершении действий по собственной инициативе в интересах работодателя;
- по пути следования работающих вахтовым методом с места сбора (проживания в период вахты) на работу или обратно на транспортном средстве, предоставленном работодателем.
При возникновении несчастного случая работодатель обязан:
- организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшему и при необходимости его доставку в организацию здравоохранения;
- сохранить до начала расследования обстановку на месте несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, (состояние оборудования и механизмов, орудия труда) в таком же виде, как в момент происшествия, при условии, что это не угрожает жизни и здоровью других лиц, а нарушение непрерывности производственного процесса не приведет к аварии, а также произвести фотографирование места несчастного случая;
- немедленно проинформировать о несчастном случае близких родственников пострадавшего и направить сообщение в государственные органы и организации, определенные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами;
- допускать членов комиссии по специальному расследованию к месту происшествия для расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью.
Общие положения расследования и учета несчастных случаев на производстве, обязанности работодателя при несчастном случае на производстве, порядок их расследования, особенности специального расследования несчастных случаев, порядок оформления материалов расследования и их учет предусмотрены главой 20 Трудового кодекса РК.
Расследование возникновения и первопричин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве позволяет выявлять любые недостатки в системе управления охраной труда и быть документально оформлено. Такие расследования проводят компетентные лица при соответствующем участии работников и их представителей.
Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию.
7.5 Организация обучения и инструктажа
Руководители структурных подразделений организации в установленном порядке определяют требования к необходимой компетентности работников в области охраны труда и своевременно корректируют их в связи с возникшими изменениями. При выявлении пробелов в знаниях, нарушений требований норм и правил безопасности и охраны труда работники должны пройти целевое обучение и инструктирование в проблемных направлениях.
Руководство структурных подразделений обязано организовать плановое обучение персонала, предусмотренное законодательством Республики Казахстан.
Руководящие и работники, ответственные за обеспечение безопасности и охраны труда (далее – ответственные работники), периодически, не реже одного раза в три года проходят обучение и проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда в организациях, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.
Учебные программы по безопасности и охране труда для руководящих и ответственных работников за обеспечение безопасности и охраны труда утверждаются учебным центром, предусматривают теоретическое обучение с учетом специфики организации отраслей экономики, и согласовываются местным органом по инспекции труда.
Обучение и проверка знаний работников по рабочим профессиям осуществляется не реже одного раза в год и завершается проверкой знаний (экзаменом) по безопасности и охране труда.
Обучение проводится работодателем с привлечением высококвалифицированных специалистов соответствующих отраслей, опытных инженерно-технических работников и служб безопасности и охраны труда самой организации. Учебные программы по безопасности и охране труда предусматривают теоретическое и производственное обучение с учетом специфики данной организации и утверждаются работодателем. Производственное обучение безопасным методам и приемам труда должно проводиться в учебных классах, мастерских, участках, цехах под руководством ответственных работников организации за безопасность и охрану труда.
Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.
Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
Инструктаж по охране труда может быть [1, 2]:
- вводный;
- первичный на рабочем месте;
- повторный;
- внеплановый;
- целевой.
Проведение инструктажа по безопасности и охране труда для сотрудников – прямая обязанность работодателя. Проведение инструктажа по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение всех видов инструктажа регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
В конце занятия его знания проверяются устно. Затем сотрудник ставит свою подпись в журнале проведения инструктажей рядом с подписью своего инструктора.
Программа, опираясь на которую ведётся инструктаж по охране труда, составляется с учётом:
- законодательных и иных нормативных правовых актов;
- особенностей деятельности предприятия;
- локальных нормативных актов предприятия, его эксплуатационной и технической документации;
- инструкций по охране труда;
- мнения профсоюзного органа.
Проводить инструктаж по безопасности и охране труда должен уполномоченный на это человек, который:
- прошёл обучение, связанное с освещением вопросов охраны труда, поэтому знает требования к ней;
- подтвердил свои знания в ходе проверки.
1. Трудовой Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК
2 «Об утверждении Правил обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда». Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1057
3 Методические рекомендации «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», утвержденные приказом Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 31 декабря 2020 года №24
4 Саттарова Г.С., Акимбекова Н.Н., Нургалиева А.Д. Учебное пособие «Гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса», Карагандинский государственный технический университет. Караганда: Изд-во КарГТУ, 2019. 100с.
5 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и повышенный размер оплаты труда, а также правил их предоставления». Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1053.