Тема 6. Организация и функции службы охраны труда. внутренний контроль за состоянием охраны труда
Тема 6. Организация и функции службы охраны труда. внутренний контроль за состоянием охраны труда
6.1 Организация работ по обеспечению охраны труда
Законодательство РК возлагает на работодателя ответственность за обеспечение охраны труда в организации. Он должен организовать работу и своими действиями вовлекать работников в эту работу.
В соответствии со стандартами работодатель должен обеспечивать руководство деятельностью по охране труда, а именно:
- распределять обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда в организации;
- организовывать мероприятия, обеспечивающие наличие у всех работников необходимой компетентности и квалификации для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств по обеспечению и выполнению требований безопасности и охраны здоровья, разрабатывать и внедрять программы подготовки и обучения персонала;
- устанавливать, вести и совершенствовать документацию системы управления охраной труда в организации, производить записи по охране труда;
- организовывать и обеспечивать передачу и обмен информацией между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации, получать и рассматривать внешние и внутренние сообщения, связанные с охраной труда;
- вести пропаганду по вопросам охраны труда в организациях.
Организация работ по обеспечению охраны труда предусматривает:
а) идентификацию профессиональных рисков, вредных и (или) опасных производственных факторов;
б) оценку состояния безопасности рабочих мест на соответствие законодательным, нормативным и другим требованиям;
в) разработку программ в области охраны труда;
г) подготовленность организации к аварийным ситуациям и реагированию на них;
д) проведение мониторинга и измерения показателей деятельности организации в области охраны труда;
е) распределение функций по охране труда для должностных лиц и иных работников организации, а также её структурных подразделений;
ж) участие всех работников организации и их представителей в управлении охраной труда;
и) обучение и подготовку работников;
к) организацию службы охрана труда;
л) разработку процедур по формированию документации СУОТ;
м) разработку процесса сбора и передачи информации по охране труда.
Эффективная организация деятельности по управлению охраной труда базируется на:
а) создании органов управления; уровневом распределении должностей и функциональных обязанностей; строгом их выполнении; обеспечении реализации взятых обязательств; установлении необходимых требований и организации их контроля; строгом соблюдении регламента работы и отчетности;
б) компетентности персонала и своевременной подготовке работников;
в) документации (стандарты, положения, инструкции, правила и т.д. в области промышленной безопасности и охраны труда);
г) сотрудничестве как внутри организации, так и за ее пределами;
д) системе коммуникаций и информационной поддержке.
На уровне руководителя организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:
a) развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда;
б) периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;
в) содействию в участии всех работников организации в работах по обеспечению безопасности труда.
6.2 Организация органа управления
Для эффективной организации работы в сфере охраны труда необходимо определить обязанности для каждого подразделения и конкретного исполнителя, предусмотреть необходимые между подразделениями связи, обеспечивающие функционирование всей структуры, изложить в документах системы управления, установленные требования и меры по обеспечению их выполнения.
Органы управления охраной труда организуются на предприятии в соответствии с его структурой, состоящей из подразделений: цехов, участков, служб, управлений, отделов.
В каждом подразделении необходимо единство обязанностей, прав и ответственности. Права должны делать реальным выполнение обязанностей. Чем больше прав, тем выше ответственность. Последняя должна увязываться с обязанностями.
Возглавлять управление безопасностью труда на предприятии (в объединении) и нести ответственность за ее состояние (в соответствии с положением или должностной инструкцией) рекомендуется директору (генеральному директору, работодателю), а также руководителям каждого подразделения. Так, согласно действующему законодательству Республики Казахстан, первый руководитель организации несет ответственность за:
- обеспечение безопасных и здоровых условий труда;
- проведение оценки профессионального риска и принятие меры по его минимизации и исключению путем проведения профилактики, замены производственного оборудования и технологических процессов на более безопасные;
- прохождение работниками проверки знаний по вопросам охраны труда, проведение инструктажей, обучения, подготовки и переподготовки, повышение квалификации работников;
- проведение организационно-технических мероприятий, обеспечение документацией по безопасному ведению производственного процесса и работ;
- создание необходимых санитарно-гигиенических условий, обеспечение выдачи и ремонта специальной одежды и обуви работников, обеспечение работников сертифицированными СИЗ, снабжение их средствами профилактической обработки, медицинской аптечкой, лечебно-профилактическим питанием, молоком в соответствии с нормами, установленными Правительством РК;
- организацию с участием представителей работников периодической аттестации производственных объектов по состоянию условий труда;
- улучшение надежности и технического состояния производственных зданий и технологических сооружений;
- обеспечение зданий, сооружений и активной части основных фондов требуемыми современными активными и пассивными средствами противопожарной защиты;
- организацию и проведение обязательных, периодических медицинских осмотров и предсменных медицинских освидетельствований работников в соответствии с требованиями законодательства РК;
- своевременное заключение договоров обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых(служебных) обязанностей и обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам;
- выполнение предписаний государственных инспекторов;
- предоставление уполномоченным государственным органам и их территориальным подразделениям, представителям работников по их письменному запросу необходимой информации о состоянии безопасности, условий и охраны труда;
- осуществление регистрации, учета и анализа несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
- проведение расследований несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством РК;
- своевременное сообщение обо всех случаях производственного травматизма в соответствующее территориальное подразделение уполномоченного государственного органа;
- принятие неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействие травмирующих факторов на других лиц;
- наложение дисциплинарных взысканий на работников, чьи действия привели к нарушению норм и правил в области охраны труда и несчастным случаям на производстве.
Обязанности, права и ответственность остальных специалистов, служащих и рабочих определяются утвержденными в установленном порядке должностными (производственными) инструкциями, положениями о подразделениях, правилами и инструкциями по охране труда.
При создании органов управления охраной труда необходимо определять для каждого подразделения цели и границы деятельности, функции, управленческие действия и мероприятия, которые должны ими выполняться для обеспечения безопасности труда; устанавливать связи между подразделениями, методы и средства взаимодействия и обмена информацией, а также подчиненность между ними и внутри них. Это позволит избежать путаницы, дублирования и безответственности в работе.
В практической работе по управлению охраной труда следует применять методы и управляющие действия, отвечающие особенностям предприятия. Однако для обеспечения эффективности функционирования СУОТ и достижения поставленных целей необходимо, чтобы она была построена на основе общепризнанных научно обоснованных принципов в соответствии с объективными законами науки управления.
6.3 Организация контроля за соблюдением требований законодательства, нормативных правовых актов в сфере охраны труда
Периодическая оценка соответствия работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда производится для повышения эффективности управления охраной труда на предприятиях, в организациях, филиалах и подразделениях. Постоянный профилактический контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах – одно из действенных средств предупреждения аварий, инцидентов, производственного травматизма и профессиональных заболеваний – осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований охраны труда с оперативным принятием необходимых мер по их устранению. Постоянный контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности труда, без реализации которого невозможно эффективное функционирование системы управления охраной труда. Естественно, что оперативное слежение за состоянием техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности может осуществляться людьми, которые ежесменно находятся на рабочих местах. Основными видами контроля за состоянием охраны труда в организациях являются:
– оперативный многоступенчатый контроль руководителя работ и других должностных лиц;
– внутренний контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;
– производственный контроль;
– контроль, осуществляемый государственными уполномоченными органами;
– общественный контроль со стороны профсоюзов.
Задача многоступенчатого контроля - проверка и оценка состояния охраны труда на объектах предприятий, а также уровня работы, проводимой ответственными за эту работу руководителями, специалистами и службами. На практике в организациях осуществляют трехступенчатый или пятиступенчатый контроль за состоянием охраны труда. Рассмотрим дынные виды контроля.
Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда в организации [1-3]
В зависимости от специфики производства, структуры предприятия, контроль может производиться по следующим ступеням:
Первая ступень – руководителями I уровня управления – непосредственные руководители работ на производственных объектах и руководители производственных объектов (мастера, механики, энергетики, технологи и др.) на участке цеха, строительной площадки, в смене или бригаде.
Вторая ступень – руководителями II уровня управления – руководители подразделений (начальники подразделений и их заместители) в цехе, на строительной площадке, на производстве или участке предприятия.
Третья ступень – руководителями III уровня управления – руководители и главные специалисты организации (работодателя) на предприятии в целом.
Каждая ступень контроля должна осуществляться на определенном уровне управления по установленной программе в установленные сроки.
Руководители I уровня управления осуществляют контроль ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работа с повышенной опасностью и др.) – и в течение рабочего дня (смены).
Руководители II уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в неделю, как правило, с той частотой, с которой они непосредственно присутствуют на производственных объектах.
Руководители III уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в месяц.
Руководство организацией контроля осуществляет руководитель предприятия. Результаты проведения контроля должны фиксироваться в специализированных журналах.
I. Первая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации
На первой ступени контроля рекомендуется проверять:
· выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
· состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, защитных устройств, заготовок и др.);
· состояние проходов, переходов, проездов;
· безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
· соблюдение правил электробезопасности при работе с электроинструментом и на электроустановках;
· соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;
· исправность приточной и (или) вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;
· соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
· наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;
· наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
· наличие первичных средств пожаротушения;
· наличие у работающих соответствующих удостоверений на право проведения отдельных видов работ (работ на грузоподъемных средствах, работ с пиротехническим инструментом и др.).
По выявленным при проверке нарушениям намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены незамедлительно, то руководитель подразделения должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.
В случае выявления грубого нарушения правил и норм охраны труда, могущего причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.
Результаты проверки записываются в журнал первой ступени контроля, который должен находиться у руководителя подразделения.
Непосредственные руководители объектов (начальники цехов, участков и т. д.) не реже одного раза в неделю проверяют состояние условий охраны труда на рабочих местах, а также работу руководителей работ (бригадиров, мастеров и т.п.) по проведению первого уровня оперативного контроля и принимают оперативные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.
II. Вторая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации
На второй ступени контроля рекомендуется проверять:
· организацию и результаты работы первой ступени контроля;
· выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
· выполнение приказов и распоряжений руководителя предприятия и начальника цеха, решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
· выполнение мероприятий по предписаниям органов надзора;
· выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
· исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов требованиям по охране труда;
· соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок;
· состояние переходов и галерей;
· состояние уголков и стендов по охране труда, наличие сигнальных цветов и знаков безопасности;
· наличие и состояние противопожарных средств, путей эвакуации;
· соблюдение правил безопасности при работе с вредными и взрывопожароопасными веществами и материалами;
· своевременность и качество проведения инструктажа работающих по охране труда;
· наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
· обеспеченность работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
· состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
· соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.
Результаты проверки записываются в журнал второй ступени, который должен храниться у начальника цеха. При этом комиссия назначает мероприятия, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения.
В случае невозможности выполнения мероприятий силами цеха начальник цеха обязан доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.
III. Третья ступень контроля за состоянием охраны труда в организации
На третьей ступени контроля рекомендуется проверять:
· организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
· выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения предыдущей третьей ступени контроля;
· выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора, приказов руководителя предприятия и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
· выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, комплексными планами по охране труда и другими документами;
· выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
· обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранение, организация стирки, чистки и ремонта;
· подготовленность персонала подразделений к действиям в аварийных ситуациях и др.
Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия, и руководителем профсоюзной организации не реже одного раза в месяц.
В состав комиссии входят руководитель службы охраны труда, председатель комиссии по охране труда, руководители технических служб, руководитель надзора за зданиями и сооружениями, начальник пожарной охраны (ответственный за пожарную безопасность).
Крупное предприятие, проверка которого за один обход невозможна, проверяется по отдельным цехам (объектам) по годовому графику, составленному с таким расчетом, чтобы в течение года был обследован каждый цех не менее четырех раз, а цехи с повышенной опасностью и неблагополучные в отношении охраны труда – не менее 6 (шести) раз.
Комиссия третьей ступени контроля может быть разделена на ряд подкомиссий под руководством главных специалистов или заместителей главного инженера для проведения проверок по отдельным объектам предприятия.
Результаты проверки должны оформляться актом и в недельный срок обсуждаться на совещании у руководителя предприятия с участием членов комиссии по охране труда комитета профсоюза. На совещании у руководителя предприятия должны присутствовать все руководители цехов, участков, служб. На совещании заслушиваются руководители тех цехов, участков, служб, где выявлено неудовлетворительное состояние охраны труда.
Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководителем предприятия по итогам проверки издается приказ.
Выявленные при проверке нарушения и недостатки должны быть немедленно устранены. Те из них, которые нельзя устранить в ходе проверки, записываются в журналы проверок состояния охраны труда, проверяемых объектов.
Если выявленные нарушения и недостатки могут привести к аварии или травмированию работников, то работы должны быть приостановлены, до устранения этих нарушений.
Результаты проверок обсуждаются на заседании соответствующего структурного уровня и оформляются актом, в котором могут быть даны: оценка состояния охраны труда, работы руководителей и специалистов, ответственных за данную сферу деятельности; выводы и предложения по устранению выявленных нарушении и недостатков.
По истечении установленного срока для устранения выявленных нарушений проводится проверка исполнения и делается соответствующая запись в журнале.
Внутренний контроль — контроль за организацией создания и внедрения системы управления охраной труда, состоянием условий труда и оценки рисков, проведением оперативного анализа данных, принятием мер по ликвидации обнаруженных несоответствий с требованиями по безопасности и охране труда и осуществляется в соответствии со статьями 201 и 202 Трудового Кодекса РК. Деятельность внутреннего контроля должна регламентироваться внутренним документом организации - Положением о внутреннем контроле.
В целях осуществления внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности и охраны труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более пятидесяти работников работодатель создает службу безопасности и охраны труда, которая подчиняется непосредственно первому руководителю организации или лицу, им уполномоченному. Работодатель с численностью работников до пятидесяти человек вводит должность специалиста по безопасности и охране труда с учетом специфики деятельности либо обязанности по обеспечению безопасности и охраны труда возлагает на другого специалиста. Данная служба или специалист могут:
- беспрепятственно посещать и осматривать производственные, бытовые и другие помещения;
- осуществлять контроль за разработкой и выполнением профилактических мероприятий по созданию безопасных и здоровых условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в структурных подразделениях организации;
- выдавать работникам структурных подразделений организации обязательные для выполнения указания о принятии мер по устранению выявленных нарушений по безопасности и охране труда.
Служба безопасности и охраны труда или специалист обязаны [4] осуществлять внутренний контроль за:
- выполнением решений органов государственной инспекции труда и иных государственных органов надзора и контроля в части безопасности и охраны труда;
- внедрением правил, норм, стандартов по безопасности и охране труда;
- выполнением приказов и распоряжений руководителя Организации по вопросам безопасности и охраны труда;
- организацией работы кабинетов безопасности и охраны труда и внедрением передового опыта работы;
- организацией приобретения, хранения, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезвреживания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и обеспечением работников средствами коллективной защиты;
- своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований состояния оборудования, машин и механизмов, соблюдение графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;
- соблюдением действующих норм, правил и инструкций по безопасности и охране труда в процессе производства, а также в проектах новых реконструируемых производственных объектов.
Производственный контроль — контроль за организацией создания и внедрения системы управления промышленной безопасностью, направленной на максимально возможное уменьшение риска вредного воздействия опасных производственных факторов на работников, население, окружающую среду; обеспечением выполнения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, выявлением обстоятельств и причин нарушений, влияющих на состояние безопасности производства работ и осуществляется в соответствии со статьей 69 Закона РК «О гражданской защите». Деятельность производственного контроля должна регламентироваться внутренним документом организации - Положением о производственном контроле.
Государственный контроль проводится уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией. В пункте 1.4 данного учебного пособия были рассмотрены основные участники государственного регулирования охраной труда и их компетенции в области охраны труда. Высший надзор за соблюдением трудового законодательства от имени государства осуществляется Прокуратурой Республики Казахстан. Порядок проведения государственного контроля регламентирован Предпринимательским кодексом РК от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК.
Общественный контроль - контроль, осуществляемый техническими инспекторами по охране труда за соблюдением трудового законодательства в соответствии Трудовом кодексом РК. Технические инспектора по охране труда избираются как правило профсоюзными организациями и утверждаются решением Производственного совета.
По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представителей в срок не более пятнадцати рабочих дней создается производственный совет по безопасности и охране труда. В его состав на паритетной основе входят представители работодателя, представители работников, включая технических инспекторов по охране труда.
Состав производственного совета по безопасности и охране труда утверждается совместным решением работодателя и представителей работников. Производственный совет по безопасности и охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований безопасности и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах техническими инспекторами по охране труда.