ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
Международные стандарты по разработке и внедрению систем управления охраной труда
Цель работы: изучить основные положения международных стандартов по разработке и внедрению систем управления охраной труда в организациях.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Основными стандартами по разработке систем управления охраной труда в мире являются ILO-OSH 2001 (МОТ-СУОТ 2001), идентичный ему в Казахстане ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования ILO-OSH 2001», OHSAS 18001:2007, идентичный ему в Казахстане СТ РК OHSAS 18001-2008 «Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Требования.» и, созданный взамен OHSAS – ISO 45001:2018 и идентичный ему в Казахстане СТ РК 45001-2019 «Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования и рекомендации по применению» [1].
Аббревиатура OHSAS 18001 расшифровывается как Occupational Health and Safety Management Systems, т.е. система менеджмента профессионального здоровья. OHSAS 18001 является международным стандартом разработки систем управления охраной здоровья и безопасности персонала. Главная его цель – возможность для любой организации проводить своевременный контроль производственного и профессионального рисков, выявляя причины их возникновения и проводя корректирующие действия с целью достижения устойчивого улучшения в сфере охраны труда [2].
Данный документ разработан на основе британского стандарта BS 8800-96 «Руководство по системам управления охраной здоровья и безопасностью персонала», ориентирован на создание системы управления охраной труда организации, которая в виде подсистемы могла бы быть объединена с другими подсистемами системы управления (менеджмента) в рамках единой интегрированной системы управления организации.
Стандарт OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента охраны и здоровья труда» является составной частью системы управления компанией, может быть применен к организациям любой сферы деятельности, независимо от численности, размера, сложности производства, формы собственности. Стандарт OHSAS 18001 разработан с учетом принципа «домино» - недостатки управления, допускаемые ошибки являются предпосылками потерь на производстве, поэтому данный документ направлен на учет рисков и минимизацию потерь, в том числе, финансовых [2].
Международный стандарт OHSAS 18001 предусматривает уменьшение опасности производственных процессов для здоровья и трудоспособности персонала организации с целью повышения эффективности деятельности компании. Успешность деятельности компании, осуществление любых бизнес-проектов может быть обеспечена только при полном контроле возможных рисков. Правильно выстроенный менеджмент безопасности производства для здоровья людей сводит к минимуму последствия от инцидентов и несчастных случаев, в том числе экономические. Рисками в данном случае считаются угроза здоровью и трудоспособности сотрудников.
Стандарт OHSAS 18001 разработан с учётом совместимости со стандартами систем менеджмента ISO 9001:2000 (качество) и ISO 14001:2004 (экология), чтобы облегчить организациям интеграцию систем менеджмента качества, экологии, охраны труда и техники безопасности. Второе издание (OHSAS 18001–2007) отменяет и замещает первое издание (OHSAS 18001–1999), которое технически пересмотрено. Принципиальные изменения по сравнению с предыдущим изданием сведены к следующему:
− обращено повышенное внимание на важность охраны труда;
− в настоящее время OHSAS называется стандартом, а не спецификацией или документом, как в более раннем издании. Это отражает всё увеличивающееся признание OHSAS в качестве базиса для национальных стандартов по системам управления условиями и охраной труда (OH&S);
− добавлены новые и пересмотрены существующие определения;
− улучшены согласованность и совместимость с ISO 14001:2004 и ISO 9001:2000.
Стандарт OHSAS применяется к любой организации, которая стремится:
− установить систему управления OH&S, чтобы исключить или минимизировать риски по отношению к персоналу и другим заинтересованным сторонам;
− осуществить, поддерживать и непрерывно улучшать систему управления OH&S;
− соблюдать заявленную политику OH&S и демонстрировать соответствие стандарту OH&S.
Система управления OH&S – часть системы управления организации, используемая для разработки и реализации политики по управлению рисками OH&S.
Система управления OH&S есть набор взаимосвязанных элементов, используемых для выработки политики, постановки задач и их выполнения.
Система управления OH&S включает организационную структуру, планирование, обязанности, осуществление на практике, процедуры, процессы и ресурсы.
Организация должна учредить, подтвердить документами, выполнить, поддерживать и постоянно улучшать систему управления OH&S в соответствии с требованиями стандарта OHSAS 18001–2007, а также установить порядок выполнения этих требований.
Высшее исполнительное руководство должно брать на себя ответственность за исполнение политики OH&S и демонстрировать свои обязательства следующим образом:
− обеспечением доступности ресурсов, важных для учреждения, реализации, поддержки и улучшения системы управления OH&S. Ресурсы включают в себя ресурсы человека и специализированные навыки, организационную инфраструктуру, технологические и финансовые ресурсы;
− определением ролей, распределением обязанностей и подотчётности, наделением полномочиями для более эффективного управления OH&S. Роли, ответственности, подотчётность и полномочия должны быть подтверждены документами и доведены по назначению.
В вопросах компетенции, обучения и осведомлённости организация должна гарантировать, что любой человек, выполняющий под её управлением задачи, которые могут влиять на OH&S, является компетентным на основе подходящего образования, обучения и опыта.
Организация должна выявлять потребности в обучении, связанные с её рисками и системой управления в сфере OH&S, должна обеспечивать обучение и принимать другие меры, удовлетворяющие эти потребности, оценивать эффективность и сохранять документы, имеющие отношение к процессу обучения. Организация должна учредить, выполнять и поддерживать процедуры, чтобы люди, работающие под её управлением, понимали следующее:
− последствия, действительные и потенциальные, их работы и поведения в сфере OH&S, а также выгоды для OH&S;
− свои роли и обязанности, важность достижения согласованности с политикой и процедурами OH&S, а также с требованиями системы управления OH&S, включая готовность к аварийным ситуациям и требования к реагированию на эти ситуации;
− потенциальные последствия отступления от заданных процедур.
Процедуры обучения должны учитывать разные уровни ответственности, способностей, знаний и риска.
В вопросах обмена информацией согласно стандарту OHSAS 18001–2007 организация должна учредить, выполнять и поддерживать процедуры для проведения следующих мероприятий:
− обмен информацией внутри организации на её разных уровнях и функциях;
− обмен информацией с подрядчиками;
− получение, документирование и реагирование на информационные сообщения от внешних заинтересованных сторон.
Согласно стандарту OHSAS 18001–2007 документация системы управления OH&S должна включать следующее:
− политику OH&S и задачи;
− описание области применения системы управления OH&S;
− описание главных элементов системы управления OH&S и их взаимодействия, а также ссылки на документы, имеющие отношение к охране труда и технике безопасности;
− документы, в том числе согласно требованиям стандарта OHSAS;
− документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования, работы и управления процессами, относящимися к управлению рисками организации в сфере OH&S.
В вопросах оперативного управления согласно стандарту OHSAS 18001–2007 организация должна привести в исполнение и поддерживать следующее:
− средства оперативного управления, приемлемые для организации и её деятельности; организация должна интегрировать эти средства управления в свою систему управления OH&S;
− средства управления, имеющие отношение к поставляемым товарам, оборудованию и услугам;
− средства управления, имеющие отношение к подрядчикам и другим посетителям производственного помещения;
− документированные процедуры, чтобы охватить ситуации, когда отсутствие соответствующих процедур ведёт к отклонению от политики и задач в сфере OH&S.
В вопросах проведения проверок согласно стандарту OHSAS 18001–2007 организация должна учредить, выполнять и поддерживать процедуры, чтобы осуществлять мониторинг OH&S на регулярной основе. Эти процедуры должны предусматривать следующее:
− количественные и качественные измерения показателей условий и охраны труда;
− мониторинг выполнения задач организации в сфере OH&S;
− мониторинг эффективности средств управления (для охраны здоровья и обеспечения безопасности);
− профилактические меры функционирования СУОТ, которые позволяют осуществлять мониторинг согласования с программой OH&S, средствами управления и операционными критериями;
− регистрацию данных и результатов мониторинга; проведение измерений для последующего анализа, корректирующего или превентивного действия.
В вопросах выявления несоответствий и проведения корректирующих и превентивных действий согласно стандарту OHSAS 18001–2007 организация должна учредить, выполнять и поддерживать процедуры:
− идентификации и исправления несоответствий и принятия мер для смягчения их последствий в сфере OH&S;
− расследования несоответствий, установления причины и принятия мер для исключения их повторения;
− оценки потребности в действиях, чтобы предотвращать несоответствия;
− регистрации и обмена информацией по результатам предпринятого корректирующего или превентивного действия;
− анализа эффективности предпринятого корректирующего или превентивного действия.
В вопросах актуализации системы управления условиями и охраной труда на предприятии согласно стандарту OHSAS 18001–2007 организация должна пересматривать собственную систему управления OH&S через запланированные интервалы, чтобы обеспечивать её пригодность, адекватность и эффективность.
В основе стандарта OHSAS 18001–2007 лежит методология известная как «цикл РDСА»: «Планирование (Р1ап) – Осуществление (Dо) – Проверка (Check) –Действие (Асt)».
Планируйте: установите цели и создайте процессы, необходимые для получения результатов в соответствии с политикой организации в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда.
Делайте: реализуйте процессы.
Проверяйте: проводите мониторинг и измерение процессов по отношению к политике в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, целям, законодательным, нормативным и другим требованиям и сообщайте о результатах.
Действуйте: предпринимайте действия для постоянного улучшения показателей деятельности в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда.
Рис. Цикл PDCA
Политика предприятия в области ОТ в современных условиях должна быть согласована с требованиями и рекомендациями, установленными спецификациями OHSAS 18001:2007 (ОТ), ISO 14001:2004 (Экология) и ISO 9001:2000 (СМК).
Различные признанные международные стандарты (например, серия стандартов ISO 9000, OHSAS 18001), национальные и международные стандарты используются для измерения эффективности управления тем или иным аспектом деятельности предприятия. На сегодняшний день соответствие стандарту является, безусловно, «правилом хорошего тона» при построении на предприятии системы всеобщего менеджмента качества (TQM). Следует отметить, что стандарты ISO 9000 и OHSAS 18001 основываются на критериях типа «да-нет». То есть предприятие может либо соответствовать стандарту, либо нет. Таким образом, лишь на основании требований ISO 9000 и OHSAS 18001 ни руководство предприятия, ни его партнеры не могут получить ответа на следующие вопросы:
− Как соотносится эффективность управления условиями и охраной труда на предприятии по различным направлениям (областям управления)?
− Какова эффективность управления условиями и охраной труда в численном выражении?
− Обоснованы ли поставленные цели в области безопасности?
− Каким образом проводить дальнейшее совершенствование системы?
Для того чтобы ответить на эти вопросы и была разработана система ISRS (International Safety Rating System, Международная система рейтинга безопасности). ISRS – это систематический и всесторонний аудит системы управления безопасностью. Аудит распространяется на 20 сфер деловой активности, называемых элементами. Эта система используется во многих странах мира для совершенствования систем безопасности в управлении условиями и охраной труда, качеством, охраной окружающей среды – во всем, что ведет к большей безопасности, эффективности и рентабельности.
Организации проводят аудит по двадцати специализированным ключевым элементам ISRS (рис. 2.3). Каждому элементу присвоен уровень от одного до десяти в зависимости от количества набранных баллов. Результаты аудита ISRS дают возможность оценить эффективность управления и могут быть использованы для усовершенствования недостаточно эффективных элементов предприятия, позволяя тем самым избежать потерь. ISRS позволяют проводить непрерывный процесс усовершенствования.
Выгодами от использования ISRS являются:
− снижение потерь в сфере охраны труда, окружающей среды, людских ресурсов, производственных процессов, качества;
− возможность повышения эффективности системы управления условиями и охраной труда;
− возможность сравнивать эффективность управления условиями и охраной труда с требованиями законодательства;
− возможность качественного развития управления условиями и охраной труда;
− возможность координации управления условиями и охраной труда для международных компаний;
− возможность сравнивать результаты проведения аудита условий и охраны труда в различных подразделениях компании.
Рис. 2.3. Двадцать элементов системы ISRS
Разработанная в 1978 г. система ISRS до настоящего времени претерпела шесть редакций и является ведущей в мире системой аудита в области управления условиями и охраной труда и предотвращения потерь, используемой в более чем 1200 крупнейших компаниях в 7000 городах мира.
ISRS входит в семейство систем рейтинга, среди которых:
− Международная система рейтинга охраны окружающей среды (IERS). Это инструмент для подготовки к сертификации по стандарту ISO 14001.
− Международная система рейтинга качества (IQRS). Включает в себя все критерии, удовлетворяющие требованиям стандарта ISO 9000.
− Международная система рейтинга безопасности подрядчиков – позволяет измерять эффективность системы безопасности подрядчика и др.
Международные системы рейтинга являются средствами оценки текущего состояния системы управления предприятием в трех ключевых взаимосвязанных областях: безопасность условий труда, качество и окружающая среда.
Среди компаний, использующих системы ISRS и достигших, по результатам оценочных проверок, наиболее высоких показателей ISRS, такие известные компании, как: BASF (обрабатывающая промышленность), EMERSON ELECTRIC (электроника), ERICSSON (телекоммуникации), FUJI (химические реактивы), KONE (машиностроение), MASTER FOODS (пищевая промышленность), PECHINEY (производство алюминия), SCHLUMBERGER (разведка нефти и газа), SHELL (добыча нефти и газа), SMITHKLINE BEECHAM (фармакология), SUNOCO (нефтехимия).
Требования к элементам системы управления установлены межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230–2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования», введённым в действие с 1 июля 2009 года взамен устаревшего ГОСТ Р 12.0.006–2002.
Согласно новому стандарту в части планирования мероприятий и функционирования системы управления, периодической оценки состояния условий труда, проведения проверочных, корректирующих и предупредительных действий законодательно установлены следующие основополагающие требования к СУОТ:
− организация должна разрабатывать процессы регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда, и обеспечивать их функционирование;
− система управления должна предусматривать контроль плановых показателей, возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам, возможность интеграции в общую систему управления организацией в виде отдельной подсистемы;
− СУОТ организации должна обеспечивать: передачу информации об условиях труда между различными уровнями управления и подразделениями организации; получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций; передачу информации по условиям труда для заинтересованных сторон.
Таким образом, в новой редакции стандарта государство акцентирует внимание на необходимости создания эффективной системы мониторинга показателей безопасности и охраны труда.
В связи с этим перед системой мониторинга индикаторов условий труда ставятся новые цели:
− обеспечить слежение за состоянием объектов на микроуровне, то есть доходить до каждого рабочего места. Это вызывает необходимость в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и создании соответствующих баз данных – регистров, кадастров и т. п., которые в дальнейшем вытеснят усредненную статистическую информацию в задачах управления;
− обеспечить оперативность обновления данных. Значения показателей должны вводиться в обработку сразу после их снятия или корректировки. Это требует обновления базы данных в реальном масштабе времени, например посредством онлайнового доступа к ней;
− обеспечить более глубокий анализ данных путем использования эффективных прогнозных моделей, осуществляющих поиск закономерностей, определяющих зависимости между показателями и устанавливающих связи.
Определяющим моментом при реализации мониторинга СУОТ на любом уровне иерархии управления условиями труда является наличие эффективных информационных систем, методик систематизации, прогнозирования динамики развития значений индикаторов, архивного упорядочивания. Информационные системы условий труда должны содержать приложения, предназначенные для комплексного многомерного анализа индикаторов условий труда, их динамики, тенденций и последующей систематизации. Такой анализ в конечном итоге призван содействовать обоснованности и эффективности принимаемых решений в области управления условиями труда.
Особенностью стандартов ИСО серии 9000 (управление качеством) и ИСО 14000 (управление охраной окружающей среды) является то, что их методология основана на принципе: «Планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй» (рис. 2.4).
Все международные стандарты по регулированию охраны труда сопоставимы между собой (рис. 2.4), и СУОТ может быть объединена с другими подсистемами в единую интегрированную систему управления компанией (рис. 2.5).
Рис. 2.4. Элементы структуры СУОТ
Рис. 2.5. Подсистемы единой системы управления компанией
Однако при решении проблем в области управления условиями труда существующие системы организационно недостаточно эффективны. Это связано с рядом недостатков существующих систем:
− отсутствием действенного механизма функционирования системы;
− невозможностью предвидения развития ситуации и применения упреждающих воздействий;
− достаточно низкой оперативностью реагирования системы на возникающие ситуации;
− невозможностью проведения текущей оценки условий труда, выполняемой по упрощённым методикам с целесообразной периодичностью для корректировки деятельности по обеспечению безопасных условий труда;
− отсутствием механизмов формирования в режиме реального времени «среза» состояния условий труда по индикаторам, подразделениям, временным интервалам;
− невозможностью выполнения запроса к СУОТ со стороны руководителя для получения из блока прогнозирования вариантов развития ситуации и нескольких проектов воздействия на СУОТ в целях её стабилизации.