Тема 4. Основные принципы построения и функционирования системы управления охраной труда
Тема 4. Основные принципы построения и функционирования системы управления охраной труда
СУОТ организуется таким образом, чтобы осуществлялось адекватное и постоянное управление с учетом всех факторов, влияющих на состояние охраны труда, и ориентируется на проведение предупредительных действий, исключающих возникновение опасных ситуаций, но при этом, в случае их возникновения, она должна своевременно реагировать на них и устранять их.
В должностных инструкциях и инструкциях по охране труда определяются общие и конкретные обязанности каждого работника, его полномочия в сфере охраны труда. В организационных мероприятиях, обеспечивающих функционирование СУОТ, необходимо предусмотреть возможность влияния общественных объединений работников предприятия (комиссии по вопросам охраны труда, уполномоченных наемными работниками, профсоюзов и т.д.).
СУОТ может содержать документально оформленную методику управления конфигурацией системы, описывающей порядок действий руководства при возникновении необходимости изменений в структуре и взаимосвязей между ее звеньями. Управление конфигурацией включает определение структуры, учет состояния и проверку эффективности ее работы.
Для разработки и внедрения СУОТ рекомендуется создать Производственный совет с участием высшего руководства, представителей службы охраны труда, профсоюзов или лиц, уполномоченных наемными работниками.
При разработке СУОТ необходимо:
- определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию;
- выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности с тем, чтобы определять наиболее существенные;
- определять политику организации в области охраны труда;
- определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
- разрабатывать организационную схему и программу реализации политики по охране труда и достижение ее целей, выполнение поставленных задач.
Процедура подготовки СУОТ, порядок взаимодействия структурных подразделений по вопросам охраны труда, периодичность и порядок внутренних проверок, ответственность руководителей служб и подразделений, а также работников должны быть изложены в Положении о СУОТ предприятия, утвержденном приказом или распоряжением, или в Руководстве по качеству, если на предприятии функционирует система качества.
СУОТ должна предусматривать:
· общие требования к планированию и организации безопасности и охраны труда на предприятии;
· планирование показателей условий и охраны труда;
· контроль плановых показателей;
· возможность осуществления корректирующих и предупреждающих действий;
· внутренний аудит СУОТ и анализ её функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и её последовательное совершенствование;
· возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
· возможность интеграции в общую систему управления организации в виде отдельной подсистемы.
Внедрение СУОТ осуществляется по приказу или распоряжению работодателя.
Вместе с тем необходимо учитывать, что на разработку и внедрение системы управления охраной труда оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда. Поэтому СУОТ одной организации может отличаться от СУОТ другой организации.
Для благополучного внедрения СУОТ, в организации следует придерживаться основных принципов:
- люди – самый ценный ресурс;
- все происшествия, травмы и потери здоровья могут быть предотвращены;
- ответственность руководства;
- совместные усилия на всех уровнях внутри организации;
- охрана труда и качество – две стороны одной медали.
Рекомендуется использовать следующие основные принципы построения и функционирования СУОТ:
1. Комплексный и системный подход
Управлять безопасностью труда следует на основе научных методов комплексного и системного подходов. Комплексный подход включает учет всех факторов, влияющих на состояние безопасности труда: физиологические и психологические свойства человека, его подготовленность (обученность) к труду, социально-психологический климат в коллективе, методы, стиль и уровень руководства, моральное стимулирование, форма организации труда, трудовые приемы, предметы и орудия труда, технологии, средства защиты, окружающая среда, оплата труда, формы материального стимулирования, меры ответственности. Системный подход позволяет рассматривать безопасность труда как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, которая позволяет определить объективные связи этих элементов, выяснить их взаимовлияние и взаимозависимости, установить функциональную роль каждого элемента и системы в целом.
Зачастую на практике СУОТ называется набор отдельных функциональных обязанностей, не обладающих признаками системы. Как правило, это общие положения с указанием цели и общих (без учета специфики предприятия) задач и должностные инструкции руководителей и других должностных лиц. Такой подход значительно снижает эффективность функционирования СУОТ.
Системность предусматривает:
· органическое единство кадров, структуры, методов (экономических, организационно-распорядительских, социально-психологических) и техники управления при решающей роли кадров;
· тесную взаимосвязь субъекта и объекта управления;
· единство и взаимообусловленность производственно-технических, экономических, социально-психологических, правовых и кибернетических аспектов управления.
2. Плановость и непрерывность
Работа по улучшению безопасности труда может быть эффективна, если ее вести планомерно и непрерывно. При отсутствии плановости в работе будут преобладать элементы случайности и беспорядка, многие важные вопросы могут быть упущены.
3. Профилактическая направленность
Действия и вся работа по повышению безопасности труда должны в основном иметь профилактическую направленность. Это значит, что главные усилия следует направлять на выявление и устранение причин, условий и мотивов, порождающих неправильные действия людей, проявление возможных опасностей и вреда.
Эффективный метод профилактики – прогнозирование на этапах проектирования, конструирования и испытания новой техники, технологий и форм организации труда возможных опасностей и условий, при которых люди подпадают под их воздействие, а также порождающих их причин.
Большое профилактическое значение имеют улучшение подготовки людей к труду, строгое выполнение графиков профилактических осмотров и ремонтов оборудования, хорошая организация материально-технического обеспечения работ предметами, необходимыми для создания безопасных условий труда, распространение передового опыта работы без травм и аварий.
4. Законность
Управлять безопасностью труда необходимо, строго соблюдая законность. Применять незаконные действия, даже если они направлены на повышение безопасности труда (например, наказывать нарушителей правил безопасности, применяя незаконные не методы и средства), недопустимо. Незаконное действие все равно будет отменено, лицо, его допустившее, будет наказано, а вера людей в правовые документы подорвана.
5. Создание и внедрение новой, более безопасной и безвредной техники и технологии
Главное направление улучшения безопасности труда – создание и внедрение новой, более безопасной и безвредной техники и технологии, устраняющей тяжелый и монотонный труд, а также рациональная организация труда. При этом важное значение имеет система управления и защита.
6. Контроль за выполнением мероприятий, планов и задач
Контроль за выполнением планов, мероприятий и всей работы по повышению безопасности труда, как и состоянием безопасности на рабочих местах, должен быть систематическим, глубоким и принципиальным. В процессе контроля надо добиваться устранения обнаруженных недостатков, шире использовать современные средства контроля и привлекать к контролю и самоконтролю не только всех руководителей, специалистов, мастеров и бригадиров, но и передовых рабочих.
7. Четкое распределение обязанностей, привлечение к участию всех членов трудовых коллективов к работе по созданию безопасных условий труда
8. Открытость информации о состоянии охраны труда и конечных результатах функционирования системы
9. Включение экономического механизма управления
Необходимо шире применять экономические рычаги для повышения безопасности труда. Аварии и несчастные случаи, как и профессиональные заболевания, наносят немалый экономический ущерб предприятию. Следовательно, сокращение числа производственного травматизма и заболеваний улучшает экономику предприятия.
Для уменьшения числа аварий и случаев производственного травматизма полезно применять не только технические и организационные, но и экономические методы и мероприятия.
С этой целью рекомендуется:
· убеждать каждого члена коллектива в том, что соблюдение норм и требований по технике безопасности и производственной санитарии для коллектива и государства, в конечном счете, более выгодно, чем их нарушение;
· подсчитывать экономический ущерб, который приносят предприятию и государству аварии, несчастные случаи и заболевания, происшедшие на предприятии;
· поощрять материально и морально коллективные и индивидуальные успехи в доле улучшения охраны труда, особенно и тех случаях, когда трудящиеся по своей инициативе вскрывают и устраняют нарушения правил безопасности и предотвращают аварии или несчастные случаи;
· предъявлять к лицам, чьи действия вызвали аварию или травмирование людей, иски о компенсации (в соответствии с законом) ущерба, вызванного этими событиями.
К сожалению, на практике при создании СУОТ научно обоснованные рекомендации (принципы) учитываются только частично или совсем не учитываются. На производственном уровне чаще всего функционируют не целостные системы управления, а только отдельные их составляющие. В качестве нормативной базы служат отдельные стандарты предприятия, регламентирующие организационные процедуры и должностные инструкции, определяющие обязанности должностных лиц по охране труда. Они не охватывают всей инфраструктуры трудоохранных мер и действий, не формирующих таким образом целостную систему управления, организации и исполнения.
Более того, имеющиеся стандарты ни по составу, ни по содержанию, ни по уровню их исполнения во многом не соответствуют требованиям системы стандартизации, теории и практике управления. Они не учитывают наиболее значимых требований рынка в области управления взаимосвязанными процессами, формирующими качество продукции и услуг, охраны окружающей среды, безопасности. В этой связи, учитывая интеграционные процессы, вхождение в рыночные отношения и вступление в ВТО, актуальным становится внедрение в стране новых нормативов, гармонизированных с западными нормами.
Сегодня политика в области охраны труда даже в рамках одного предприятия не может строиться без учета международных стандартов, отражающих современные тенденции развития систем управления. Совершенно очевидно, что для эффективного решения трудоохранных проблем нужны транснациональная, внутригосударственная, межотраслевая и внутриотраслевая интеграция и координация, при этом в основе должна лежать целостная концепция, в соответствии с которой функции управления охраной труда должны в максимальной степени перейти на производственный уровень (уровень предприятия). Реализация этой концепции потребует создания реальных управленческих, экономических предпосылок и соответствующих нормативно-правовых условий.