Лекция 14. Государственное регулирование и устойчивое развитие в национальной экономике

 

Эффективная экономическая политика государства предполагает стремление к четким и ясным целям. Главную цель ГРЭ связывают, как правило, с поддержанием социально-экономической стабильности и приспособлением экономической системы к изменяющимся условиям. Достижение главной цели ГРЭ возможно только при достижении множества конкретных целей, которые подчинены главной цели и взаимосвязаны между собой в рамках так называемого «дерева целей ГРЭ» (рисунок 1).

«Дерево целей» государственного регулирования экономики

Рис. 1. «Дерево целей» государственного регулирования экономики

 

«Дерево целей» связано с различными объектами государственного регулирования. К основным целям ГРЭ, которые обычно ставятся в развитых странах, относятся:[1]

·  — повышение эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности в мире;

·  — устойчивое экономическое развитие;

·  — полная занятость населения;

·  — стабильный уровень цен;

·  — справедливость в распределении доходов, поддержание социальной стабильности;

·  — равновесный платежный баланс.

В разных странах, в разные исторические периоды цели ГРЭ могут быть различными.

Проблемы целевой направленности госрегулирования связаны в первую очередь с тем, что цели ГРЭ различны и многочисленны. Правительству сложно выбирать между стремлением к достижению всех поставленных целей и определением наиболее важных, приоритетных из них. Опыт зарубежных стран в области ГРЭ подсказывает, что правильным является второй вариант. Регулирующие возможности государства ограничены, и следует выделять цели приоритетные и менее важные. При уменьшении числа целей эффективность при их достижении возрастает.

Кроме того, принимаемые государством решения могут быть противоречивы по своим эффектам (положительное и отрицательное воздействие). Нужно определять приоритетные направления развития, при этом своды к минимуму негативные последствия.

Следующая проблема целеполагания в ГРЭ — возникновение временных лагов. Процессы в экономике не могут реализовываться мгновенно, требуются затраты ресурсов и времени, информация. В связи с этим, при реализации ГРЭ неизбежно наблюдается запаздывание результатов по отношению к моменту принятия решения. Иначе говоря, возникают временные лаги — некоторые интервалы времени, отделяющие реальные изменения в экономике от момента принятия государством регулирующих мер. Виды временных лагов в ГРЭ представлены на рисунке 2.

Временные лаги в государственном регулировании экономики

Рис. 2. Временные лаги в государственном регулировании экономики

 

Объектами ГРЭ могут выступать условия, процессы, отношения и элементы народного хозяйства, эффективное функционирование которых требует государственного вмешательства. Конкретными объектами ГРЭ являются: экономический цикл, отраслевая структура хозяйства, условия накопления капитала, занятость трудоспособных, цены, НИОКР, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда, денежное обращение, внешнеэкономические связи, условия конкуренции.

Эффективность ГРЭ предопределяется применяемыми методами регулирования, использованием конкретных инструментов. Инструменты ГРЭ — это совокупность средств государственного воздействия на объекты регулирования для достижения поставленных целей. Макроэкономическое государственное регулирование затрагивает социальную и экономическую сферы и осуществляется экономическими и административными методами. В рамках соответствующих методов ГРЭ можно выделить экономические и административные инструменты, причем определяющую роль играют первые (таблица 1).

 

Методы и инструменты ГРЭ

Таблица 1

Методы ГРЭ

Экономические

Административные

Инструменты

ГРЭ

1. денежно-кредитная политика

2. бюджетно-налоговая политика

3. ускоренная амортизация

4. политика цен

5. государственное предпринимательство

6. внешнеэкономическое регулирование

7. экономическое программирование

меры разрешения, защиты и принуждения

 

Рассмотрим подробнее представленные инструменты, начав с экономических.

·  1. Денежно-кредитная политика. Главная ее цель — обеспечение устойчивого экономического роста в стране. Проводит денежно-кредитную политику Центральный банк как орган государственной власти. Важнейшие объекты денежно-кредитного регулирования — денежная масса, с помощью которой можно воздействовать и на инфляцию, норма ссудного процента, нормативы обязательных банковских резервов. Денежно-кредитная политика предполагает:

o          регулирование Центральным банком учетной ставки процента;

o          установление нормативов обязательных минимальных резервов, которые коммерческие банки должны хранить в Центральном банке (резервируя больше или меньше своих активов, банки могут предоставлять больше или меньше кредитов);

o          проведение операций на рынке ценных бумаг, включая эмиссию государственных ценных бумаг, их покупку и продажу Центральным банком и т. п.

Использование названных инструментов позволяет регулировать соотношение спроса и предложения на финансовом рынке. Заметим, что названные инструменты — это инструменты косвенного экономического регулирования.

2. Бюджетно-налоговая политика представляет собой инструмент прямого воздействия на экономику, заключающийся в сознательном манипулировании налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема производства, занятости в стране.

Главный источник государственных доходов (около 80 % доходной части бюджетов всех уровней) — это налоги. За счет сбора налогов государство формирует бюджет, который впоследствии используется для обеспечения задач и функций государства, включая финансирование социальной сферы, реального сектора экономики, аппарата управления, обороны и др.

Манипулируя налогами (изменяя их число и виды, налоговые ставки и льготы, налоговые каникулы и др.), государство стимулирует или же дестимулирует развитие отдельных сфер и отраслей национальной экономики.

Манипулируя расходами, государство имеет возможность, например, поддерживать убыточные отрасли, отрасли социальной направленности, добиваться различных целей государственного регулирования экономики.

·  3. Ускоренная амортизация предполагает более ускоренное списание основного капитала по сравнению с его фактическим износом. В результате этого растут издержки производства, уменьшается налогооблагаемая прибыль и, следовательно, снижается налог на прибыль. Кроме того, этот инструмент способствует ускорению НТП и стимулированию НИОКР, так как предприятия получают возможность быстрее заменять устаревающее оборудование на более современное.

·  4. Политика цен. У государства имеется довольно широкий круг полномочий, связанных с воздействием на цены в условиях рыночной экономики, несмотря на невозможность тотального контроля ценообразования по аналогии с административно-командной экономикой. В рыночных условиях государственная политика цен реализуется с помощью нормативно-правовых и экономических мер. В частности, у государства есть возможность вмешательства в процесс ценообразования с помощью следующих инструментов:

o          корректирование косвенных налогов, включаемых в цену товаров (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины);

o          установление фиксированных цен (тарифов) на продукцию, производимую государственными предприятиями (электроэнергия, общественный транспорт, связь и др.);

o          лидерство в ценах по госзакупкам;

o          субсидирование как производителей, так и потребителей, что позволяет снизить конечные цены;

o          использование других экономических регуляторов, например, кредитования.

·  5.Государственное предпринимательство. Во многих развитых странах с рыночной экономикой функционирует государственный сектор — совокупность предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами власти. В развитых странах доля государственного сектора составляет около 3—5 %. Государственные предприятия образуются за счет государственных инвестиций в инфраструктуру, в развитие отраслей, необходимых национальному хозяйству, за счет покупки убыточных или малорентабельных частных фирм.

С помощью предприятий государственного сектора правительство может регулировать макроэкономические процессы, поддерживать необходимые межотраслевые пропорции народного хозяйства, создавать условия для стимулирования НТП, подготовки и переподготовки кадров, содействовать региональному развитию, что особо актуально для обширной страны типа России. В целом, госсектор способствует росту эффективности национальной экономики.

·  6. Внешнеэкономическое регулирование предполагает: установление экспортных и импортных пошлин; кредитную поддержку экспортеров; корректирование условий привлечения и использования в стране такие экономических ресурсов, как труд и капитал.

·  7. Экономическое программирование можно считать наивысшей формой ГРЭ. Это важнейший инструмент в руках государства, получивший новое понимание в рыночной экономике, с учетом огромного исторического опыта использования экономического программирования и в административно-командных экономиках, в частности, в СССР. Сейчас этот инструмент реализуется специальными органами государственной власти более чем в 130 странах мира.

Экономическое программирование в условиях рынка носит индикативный, рекомендательный характер, в отличие от директивного, обязательного характера программ в административно-командной системе. Часто программы реализуются не в полном объеме, с некоторым отрывом от изначальных параметров. Государственные программы могут быть краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными. Различают также целевые, общеэкономические и чрезвычайные программы.

Общеэкономические программы охватывают наиболее важные показатели развития национальной экономики и носят, как правило, средне- и долгосрочный характер. Примерами таких программ в современном Казахстане являются «Стратегия-2030».

Чрезвычайные программы, как правило, являются краткосрочными и связаны с преодолением кризисных явлений в экономике, высокой инфляции, резких колебаний курсов валют, с природными или техногенными катаклизмами и т. п.

В целом, экономическое программирование — довольно эффективный инструмент решения макроэкономических задач, используемый в общем комплексе мероприятий ГРЭ.

Рассмотрим административные инструменты регулирования экономики. Они основаны на механизмах государственной власти и, как известно, включают меры разрешения, защиты и принуждения.

Административные инструменты представлены разрешениями, запретами, нормами и стандартами, которые выпускаются не только в форме законов, но и в форме подзаконных актов и документов исполнительных органов власти всех уровней — федерального, регионального, местного. Это, например, лицензии на ведение некоторых видов хозяйственной деятельности (аудиторской, медицинской, фармацевтической и др.), и другие разрешения на ее ведение (от ГИБДД, пожарной инспекции и др.), запреты на строительство в водоохранных зонах, различные строительные, экологические и другие нормы и стандарты.

Границы применения административных методов ГРЭ могут расширяться либо сужаться, что зависит от ситуации в стране (в сложных ситуациях административное воздействие расширяется, и наоборот). Административные меры включают природоохранные требования, социальную защиту населения, формирование конкурентной среды и др.

Подчеркнем, что в условиях рынка административные меры государственного воздействия носят ограниченный характер. В рыночной экономике должны преобладать экономические методы. Но неправильно было бы представлять дело так, что административные методы вообще не имеют права на существование. Во многих случаях их применение не только допустимо, но и объективно необходимо.

 

·  [1] См.: Государственное регулирование экономики / под ред. Т. В. Игнатовой. —Р-н/Д: СКАГС, 2006. — С. 14.