1.3 Основные виды объектов конфигурации

Все объекты конфигурации, которые существуют в системе 1С:Предприятие, образуют несколько основных видов. Каждый вид объектов представляет собой как раз тe «строительные элементы», из которых будет создаваться конфигурация.

Формально объекты конфигурации объединяются в виды в дереве конфигурации. Названия видов пользователь видит на первом уровне дерева конфигурации, когда открывает окно «Конфигурация» в Конфигураторе (рисунок 1.9).

Элемент данных какого-либо вида  является уже конкретным документом, отчетом, журналом, константой и так далее. Как правило, каждый элемент используется для работы со вполне определенной информацией предметной области.

Несмотря на отсутствие формального определения, названия видов объектов данных широко используются при работе с системой 1С:Предприятие.

Например, специалист, осуществляющий конфигурирование системы 1С:Предприятие, видит свою цель в разработке необходимого набора справочников, документов, отчетов, журналов, которые будут реализовывать требуемую систему учета. 

Окно конфигурации

 Рисунок 1.9 – Окно конфигурации

Конечный пользователь системы 1С:Предприятие — руководитель, бухгалтер, менеджер, кладовщик — также оперирует конкретными справочниками, документами и т.д. для решения стоящих перед ним задач. Общение между двумя этими категориями пользователей также будет происходить в понятиях видов объектов данных [14].

Виды объектов конфигурации:

· Константы — постоянные (условно-постоянные) величины. В константах хранятся редко изменяемые значения. Наиболее часто используют такие константы, как «Наименование предприятия», «ФИО главного бухгалтера» и др. В системе может быть описано неограниченное количество констант. На этапе конфигурирования задается список констант и описываются их характеристики.

· Справочники

Для работы с условно-постоянной информацией с некоторым множеством значений в системе используются объекты типа «Справочник».

Справочники — списки однородных элементов данных. Они предназначены для хранения нормативно-справочной информации.

Обычно справочниками являются списки материалов, товаров, организаций, валют, сотрудников и др. Такие сведения обычно характеризуются кодом и наименованием.

Механизм поддержки справочников позволяет спроектировать и поддерживать самые различные справочники. На этапе конфигурирования можно описать, какими свойствами обладает каждый конкретный справочник. К настраиваемым свойствам относятся, например, длина и тип кода, количество уровней, поддержка уникальности кодов, набор реквизитов справочника.

Помимо кода и наименования механизм работы со справочниками позволяет создавать набор реквизитов для хранения любой дополнительной информации об элементе справочника.

Для каждого справочника может быть задано несколько форм просмотра и редактирования.

Для описания соподчиненных сущностей можно использовать не многоуровневость справочника, а подчиненность справочников. В этом случае в подчиненном справочнике каждый объект относится к определенному объекту справочника-хозяина.

В конкретной конфигурации создается необходимое количество справочников, используемых при автоматизации данной предметной области. Например, это могут быть справочники «Организации», «Номенклатура», «Физические лица» и т.д.

· Документы

Документы предназначены для ввода и хранения основной информации обо всех событиях, происходящих на предприятии и, разумеется, имеющих смысл с точки зрения экономики. При помощи документов отражаются и платежи с расчетного счета, и операции по кассе, и кадровые перемещения, и движения по складу, и прочие подобные события.

В процессе конфигурирования настраивается произвольное количество видов документов. Типичными примерами видов документов являются такие документы, как «Платежное поручение (входящее и исходящее)», «Счет на оплату покупателю», «Поступление товаров и услуг», «Реализация товаров и услуг», «Приходный кассовый ордер» и так далее. Каждый вид документа предназначен для отражения своего типа событий. Это определяет его структуру и свойства, которые описываются в конфигурации.

Каждый вид документа может иметь неограниченное количество реквизитов в шапке и в многострочной части. Для документа создается форма ввода — экранный диалог. При настройке для документа задаются также общие характеристики: длина номера документа, условия поддержки уникальности номеров и др. Все документы характеризуются номером, датой и временем.

Система автоматически поддерживает журналы перекрестных ссылок по документам.

Все документы (вне зависимости от вида) образуют единую последовательность. Фактически эта последовательность отражает последовательность событий — то, как они происходили реально. Внутри даты последовательность документов определяется их временем, при этом время документа является не столько средством отражения реального (астрономического) времени ввода документа, сколько средством, позволяющим четко упорядочить документы внутри одной даты. Данные, вводимые в документ (реквизиты документа), обычно содержат информацию о происшедшем событии: например, в реализации товаров — информацию о том, с какого склада, каких товаров и сколько отгружено; в приказе о приеме на работу — информацию о сотруднике, оклад, другие сведения. Кроме собственно записи, для документа весьма важным свойством является его проведение. При проведении документ может отразить зафиксированное им событие в механизмах, реализуемых компонентами. Например, если установлена компонента «Бухгалтерский учет», документ может записать бухгалтерскую операцию, отразив в виде проводок в бухгалтерском учете информацию, содержащуюся в документе. Обычно при проведении документа изменяется состояние регистров, например, при проведении поступления товаров увеличивается количество товара в регистре остатков.

· Журналы документов

Журналы документов предназначены для группировки связанных по смыслу документов и работы с ними. Каждый вид документа может быть отнесен к определенному журналу. Сам журнал документов не добавляет новых данных в систему, а служит только как средство просмотра списка документов одного или нескольких видов.

Например, может быть создан журнал «Кассовые документы», который будет содержать все приходные и расходные кассовые ордера.

Для журнала могут быть определены графы журнала, предназначенные для отображения реквизитов документов разного вида, отнесенных к данному журналу.

Для журнала может быть описано несколько форм его визуального представления.

К ветви «Журналы документов» относится также и журнал операций.

· Перечисления

Перечисления используются в системе 1С:Предприятие для описания постоянных наборов значений, не изменяемых для конкретной конфигурации.

На этапе конфигурирования можно описать практически неограниченное количество видов перечислений. В отличие от справочника, значения перечислений задаются на этапе конфигурирования и не могут быть изменены на этапе исполнения.

Примерами перечислений являются: амортизационные группы (первая, вторая и т.д.), виды операций ПКО (оплата покупателя, получение наличных денежных средств в банке и т.п.), ставки НДС.

Одной из главных особенностей перечислений является то, что конфигурация сама использует существующие значения перечислений после их выбора пользователем.

· Отчеты

Отчеты — средство получения выходной информации. Источником данных для построения отчетов служат документы, справочники и регистры, также используется информация, хранящаяся в константах.

На основе информации из базы данных отчеты выдают печатные формы, содержащие детальную или сводную информацию, например оборотно-сальдовая ведомость.

Для описания отчетов на этапе конфигурирования может быть создано неограниченное количество форм отчетов. Каждая форма имеет свой диалог настройки, который позволяет определить набор параметров формирования отчетов. Например, для выдачи карточки счета — выбрать конкретный счет.

Алгоритм получения отчета описывается с использованием встроенного языка, при этом может быть задействован встроенный язык запросов. Для вывода отчетов может быть использован как текстовый формат, так и специализированный табличный формат отчетов.

· Обработки

Объекты данных этого вида используются для выполнения различных действий над информационной базой.

Обработки производят некоторую обработку информации, содержащейся в базе данных, например, обработки «Обновление информационной базы», «Загрузка банков», «Выписки банков».

Система также поддерживает возможность разработки внешних отчетов (обработок), хранящихся не в самой конфигурации, а в отдельных файлах.

· Планы видов характеристик

Планы видов характеристик предназначены для хранения дополнительных видов характеристик объектов, например, виды субконто хозрасчетные, виды субконто налоговые с упрощенной системой налогообложения. Через этот объект также реализован механизм аналитического учета по субконто в бухгалтерском учете.

· Виды субконто

Виды субконто являются специальными объектами, предназначенными для ведения аналитического учета по счетам бухгалтерского и налогового учета. Термин «субконто» используется для обозначения набора значений, используемых для ведения аналитического учета по счету. В качестве субконто могут выступать основные средства, контрагенты, номенклатура и другие наборы объектов, как реально существующих, так и абстрактных. Например, субконто могут быть статьи затрат или список работников организации.

Вид субконто идентифицирует совокупность объектов конкретного типа, которые в дальнейшем могут использоваться для ведения аналитического учета. Сам по себе вид субконто не описывает каких-либо хранимых данных в системе 1С:Предприятие. При его настройке указывается один из существующих типов данных, который будет определять набор значений субконто этого вида — обычно это справочник или перечисление. Например, вид субконто «Номенклатура» будет иметь тип «Справочник.Номенклатура».

Созданные виды субконто указываются для настройки аналитического учета по счетам. Для каждого счета допускается использование до 3 видов субконто, что позволяет вести многомерный аналитический учет. Ведение многоуровневого аналитического учета реализуется путем использования многоуровневых справочников.

· Планы счетов

Планы счетов — списки объектов данных типа «счет». Счета — учетные регистры, по которым будет выполняться группировка средств при работе с системой 1С:Предприятие. Понятие «план счетов» в системе 1С:Предприятие вполне соответствует общепринятому пониманию аналогичного термина в бухгалтерском учете. Таким образом, счета предназначены для хранения объектов синтетического учета средств предприятия.

Планы счетов содержат список счетов бухгалтерского или налогового учета, например, планы счетов: хозрасчетный, налоговый, налоговый с упрощенной системой налогообложения.

Свойства счетов могут гибко настраиваться в зависимости от принятой системы учета в конкретной стране и на конкретном типе предприятий.

Для плана счетов задается длина кода счета и количество уровней субсчетов, а также количество знаков в субсчете каждого уровня. Для счетов настраиваются дополнительные реквизиты, а также формы просмотра списка и редактирования счетов.

Бухгалтерские счета являются основой системы бухгалтерских итогов. При их настройке задаются свойства дополнительных разрезов учета — валютного, аналитического и количественного.

Система поддерживает многомерный и многоуровневый аналитический учет. Кроме того, настраивается возможность использования разделителя учета. Разделитель учета позволяет вести учет независимо по нескольким организациям в одной информационной базе.

Важной особенностью бухгалтерских счетов является возможность создания объектов, как в конфигурации, так и в самой информационной базе. Введение конкретных счетов в конфигурацию целесообразно в том случае, если поведение самой конфигурации требует обязательного наличия самих счетов или конкретных свойств этих счетов.

· Регистры

Для анализа остатков и движений средств в системе 1С:Предприятие используются регистры.

Регистр представляет собой многомерную систему хранения остатков или оборотов. Каждый регистр на этапе конфигурации описывается набором измерений и ресурсов.

Под измерением понимается набор значений, которые детализируют движения средств и в разрезе которых хранятся остатки. Под ресурсом понимается числовая величина, которая является количественным или суммовым значением, отражающим размер движения (остатка). Изменение остатков и оборотов по регистрам производится движениями регистров. Движения регистров записываются документами в момент проведения и имеют четко определенное место на оси времени, определяемое датой и временем документа. Каждый документ может порождать неограниченное количество движений по регистрам любых видов. Движения, записанные документом, принадлежат ему и будут автоматически удаляться или изменяться при удалении или перепроведении документа.

Для работы в реальном времени система поддерживает точку актуальности итогов. Она может быть установлена принудительно, но ее могут изменять проводимые в потоке документы.

Проводимые в потоке документы получают мгновенный доступ к актуальным итогам по всем регистрам, например, для контроля складских остатков. Хотя, разумеется, существует возможность проведения документа задним числом, с одной стороны, и получения итогов на любой момент — с другой.

Итоги по регистрам могут быть построены с любым набором разрезов исходя из измерений регистра. Так, в приведенном примере можно построить отчет о движении по товарам в разрезе складов или по складам в разрезе товаров.

Регистры сведений

Регистры сведений предназначены для хранения любой информации об объектах в разрезе заданных измерений, например, регистр сведений Адресный классификатор. Если требуется хранить историю изменения информации, то регистр сведений делается периодическим, например, Курсы валют.

Регистры накопления

Регистры накопления накапливают числовую информацию в разрезе заданных измерений, например, регистры Выпуск продукции и услуг, НДФЛ сведения о доходах, Остатки товаров компании. Движения регистров накопления всегда связаны с документами (регистраторами) и обычно создаются в момент проведения документа.

Регистры бухгалтерии

Регистры бухгалтерии хранят записи (проводки), основанные на определенном плане счетов, например, регистр бухгалтерии хозрасчетный.

· Планы видов расчета

Для описания алгоритмов, по которым выполняются те или иные вычисления, служит понятие “виды расчетов”. На этапе конфигурирования можно описать неограниченное количество видов расчетов. За понятием «вид расчета» не лежит реальных данных — это не более чем алгоритм вычисления, оперирующий данными регистров расчета, документов и справочников.

Алгоритм вида расчета описывается с помощью встроенного языка.

Для того чтобы при тех или иных расчетах можно было оперировать не только результатами расчетов по конкретным видам, но и результатами по нескольким видам расчетов, объединенных по определенному принципу, служит понятие “планы видов расчета”. В системе может быть определено неограниченное число планов видов расчета.

Планы видов расчета содержат виды расчета, объединенные по сходным признакам, к которым относятся одинаковые базовые виды расчета, одинаковые правила перерасчета, общие правила вытеснения по времени. В качестве примера можно привести планы видов расчета Основные начисления, Налоги.

Регистры расчета

Регистры расчета предназначены для хранения учетных записей сложных периодических расчетов, например регистр расчета Удержания. Каждый регистр расчета основан на каком-либо плане видов расчета.

В процессе конфигурирования настраивается неограниченное число регистров расчета, каждый из которых будет решать ту или иную задачу предметной области.

Непременными атрибутами каждой строки регистра расчетов являются: объект, для которого данный расчет проведен; вид расчета, по которому данный расчет проведен; дата начала и дата окончания действия данного расчета и результат расчета.

Для одного справочника могут быть созданы несколько регистров расчета, каждый из которых будет содержать данные определенной предметной области. Например, в том случае, если предприятие — акционерное общество закрытого типа, справочник сотрудников может выступать списком объектов расчета для журнала расчетов заработной платы и для журнала расчетов дивидендов акционеров.


Последнее изменение: Monday, 4 April 2022, 22:40