Добрый день, уважаемые слушатели!
Меня зовут Иванова С.А., я являюсь, преподавателем кафедры русского языка и культуры Карагандинского технического университета, магистром педагогических наук. Сегодня предоставляю онлайн курс занятий по дисциплине «Профессионально-ориентированный русский язык».
В настоящее время одной из актуальных задач образования является подготовка специалиста, способного хорошо ориентироваться в постоянно меняющихся условиях глобализации и интеграции общества, а также научить студентов создавать прагматически эффективные научные тексты и сформировать навыки эффективной коммуникации в условиях научного общения.
В нашей стране профессиональный успех специалиста во многом зависит от свободного владения русским языком, знания его норм в профессиональной коммуникации. Владение языком предполагает формирование понятийно-терминологического аппарата, расширение информационного кругозора на материале текстов по специальности, умение интерпретировать полученные сведения.
Сущность профессионально ориентированного образования, как правило, сводится к тому, что оно направляет педагогический процесс на конечный результат обучения студента в вузе - будущую профессию, которая в итоге станет сферой приложения всех получаемых знаний, умений и навыков, проверкой их действенности.
В рамках нашего разработанного модуля по дисциплине «Профессионально-ориентированный русский язык» для студентов технических вузов (обучающихся по специальности ТМО), по нашему мнению, содержит темы, изучение которых необходимо в лингвистическом образовании – «Обучение научному стилю речи как языку специальности».
Предлагаемая программа включает в себя пять тем по вопросам компрессии текста:
1. Общая характеристика стилей речи русского языка.
2. Научный стиль и его функционально-стилевая классификация.
3. Лингвистические особенности научного стиля речи (фонетические, лексические и синтаксические особенности).
4. Лингвистические особенности научного стиля речи (морфологические особенности).
5. Терминология как основной признак научного стиля.
Объектом исследования научного функционального стиля является изучение современных норм языка и стиля научных произведений и путей их развития, а также нахождение оптимальных вариантов языкового выражения данного плана содержания, анализ языковых форм и их содержания в различных контекстах, выявление языковых закономерностей этого функционального стиля.
Данные темы направлены на профессиональную сферу устной и письменной коммуникации и преследуют следующие цели:
Цели курса:
Образовательные:
· обобщить сведения о научном стиле, показать разновидности научного стиля, развить навыки стилистического анализа научного текста;
· формировать навыки и умения использования научной лексики и научных конструкций технического профиля;
Развивающие:
§ развивать умения четко и ясно излагать свою точку зрения по научной проблеме;
- развивать познавательный интерес и творческие способности;
- развивать мышление, инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний;
- чтение и ведение информационных записей,
- языковой анализ.
Поставленные цели достигаются путем формирования и использования знаний о системе языка и речи, развития коммуникативных навыков и речевых умений для решения задач в профессиональной деятельности.
В качестве одной из составляющих процесса обучения является целенаправленная самостоятельная работа студентов (СРС), предполагающая выполнение практических заданий и прохождения тестирования по пройденному материалу. Эта работа способствует повышению профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов и выступает как важное условие формирования профессиональной компетенции, в том числе языковой.
Специалист, обладающий компетенциями, предвидит изменения, устремлен в будущее и ориентирован на самообразование, которое является мощным мотивирующим фактором подготовки к эффективной профессиональной деятельности.
Наряду с обучением коммуникативному поведению на русском языке ставится задача формирования профессиональной языковой личности, способной эффективно работать на промышленных предприятиях.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ !
- Учитель: Светлана Иванова